Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Административный штраф при отказе в приеме на работу инвалида

Административный штраф при отказе в приеме на работу инвалида

Административный штраф при отказе в приеме на работу инвалида

Почему работодателям в 2018-м надо обязательно прописать в документах про трудоустройство инвалидов

Вероятнее всего, с 2021 года ответственность за невыполнение правил трудоустройства инвалидов серьезно ужесточится. Эксперт рассказывает, как уберечься от возможных штрафов.

Написать эту статью я решил после общения с руководителями предприятий на региональном совещании. Как обычно, в перерыве говорили о налогах, проверках и штрафах в результате проверок.

Один из руководителей рассказал о проверке предприятия на наличие квоты для приема на работу инвалидов.

Он сказал, что в штатном расписании предусмотрены места для трудоустройства инвалидов, но в службу занятости сведения они не подавали, и ему выписали штраф в размере 10 тыс. руб. Больше всего поразила реакция остальных участников разговора.

Пять руководителей из восьми, участвовавших в разговоре, сказали, что у них вообще отсутствуют выделенные места для инвалидов (хотя по закону они обязаны их создать), и что штраф в сумме 10 тыс.

руб. их не испугает, а создавать места, сдавать отчеты и искать инвалидов для трудоустройства они не будут. Хотелось бы обратить внимание на то, что обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

, а также региональными законами.

Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями. Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве — его могут привлечь к административной ответственности от 5 до 10 тыс.

руб. Однако федеральным штрафом дело не ограничится. Ведь законодательством субъектов РФ также предусмотрена ответственность за невыполнение квоты по инвалидам. Понятно, что в зависимости от региона, размер установленного штрафа может отличаться.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а также за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест, не означает, что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство. Кроме того, к административной ответственности по ст.

5.42 КоАП РФ можно привлечь должностное лицо только за отсутствие выделенных рабочих мест или за отказ в приеме на работу инвалида, но никак за то, что предприятие не сдает отчетность в службу занятости. Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5):

«Само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов»

.

То есть работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями. Тогда обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.

Хочу обратить внимание на то, что в Госдуме находятся два законопроекта по проблеме квотирования мест для инвалидов.

В них предлагается: — предоставить трудинспекциям полномочия по осуществлению надзора за соблюдением работодателями законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов; — с работодателей, не трудоустраивающих инвалидов, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов в размере не менее 7800 руб.

в месяц. — на ФНС России предлагается возложить обязанность по предоставлению в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, сведений о работодателях, уплативших в истекшем году компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты. — одновременно предлагается установить ограничения для работодателей, нарушающих положения законодательства о трудоустройстве инвалидов.

Такие работодатели будут лишаться допуска к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также права привлечения иностранных работниковСамое главное — предлагается за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты налагать на работодателя административные штрафы: на должностных лиц — в размере от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Аналогичное наказание будет грозить работодателю в случае неосуществления им в установленном порядке компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов.

Вступление в силу соответствующих поправок в КоАП РФ предполагается с 1 января 2021 года. В том, что данные проекты будут приняты, сомнений мало. Ведь таким способом можно решить сразу две задачи: помочь в трудоустройстве инвалидам и хорошо пополнить бюджет. Предприятий с численностью работников более 35 сейчас насчитывается около 400 тыс.

Предприятий с численностью работников более 35 сейчас насчитывается около 400 тыс. Сумма штрафов даже от 30% предприятий будет сопоставима с бюджетом отдельного региона.

Во избежание негативных последствий предприятиям уже сейчас необходимо: — отразить в локальных нормативных актах (штатном расписании, приказ) места, предназначенные для инвалидов в соответствии с установленной квотой; — предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся: наличия вакантных рабочих мест (должностей) и информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах. «» :

  1. , финансовый и налоговый консультант

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Ответственность работодателя по вопросам трудоустройства инвалидов.

Судебная практика и ее анализ

Анастасия Маслова Трудовой кодекс РФ четко регламентирует права и обязанности сторон трудовых правоотношений, в том числе работодателя. Так, к числу основных обязанностей работодателя, предусмотренных ст.

21 ТК РФ, относятся: обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; исполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы за нарушения трудового законодательства и ряд других.

21 ТК РФ, относятся: обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; исполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы за нарушения трудового законодательства и ряд других. Любой работник имеет право на защиту своих трудовых прав. Ст. 64 ТК РФ устанавливает, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

При этом инвалиды — это отдельная категория граждан, права которых закреплены не только Трудовым кодексом РФ, но и Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

, который более полно описывает права инвалидов в разных сферах, в том числе и в трудовой. Так, в соответствии со ст. 20 Федерального закона № 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: — установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; — резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; — стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; — создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов; — создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; — организации обучения инвалидов новым профессиям. Для работодателя важно знать, что именно Федеральный закон № 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

устанавливает размер квоты для приема инвалидов на работу, а также прописывает, какие специальные рабочие места необходимы для инвалидов, и описывает условия труда инвалидов.

Работодатели при этом имеют, соответственно, как права, так и обязанности, например, работодатель вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: — создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; — создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; — предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Проанализировав судебную практику по данному вопросу, можно заметить, что зачастую работодатели привлекаются к административной ответственности за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости по ч.

1 ст. 5.42 КоАП РФ, согласно которой неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной для приема на работу инвалидов, а также работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Так, постановлением мирового судьи судебного участка Митрофанова Р.Ф. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. РФ с назначением наказания в виде административного штрафа за то, что, будучи должностным лицом — менеджером по персоналу ООО «ТрансТехСервис-21», не предоставила информацию о наличии вакантных мест и о выделении (создании) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в службу занятости, рабочие места для инвалидов не созданы, не выделены.

Данное постановление мирового судьи Митрофановой было обжаловано в апелляционном порядке и в обосновании жалобы последняя указала, что на момент прокурорской проверки было создано место для инвалида в соответствии с установленной в организации квотой, и до вынесения оспариваемого постановления инвалид был принят на работу. Также последняя пояснила, что приказом руководителя в организации выделено одно рабочее место для инвалида, что соответствует квоте.

О наличии данного приказа было сообщено прокурору при проведении им проверки. Ею были предприняты меры по изысканию инвалида для замещения должности, в частности, ежемесячно направлялись в Центр занятости населения сведения о потребности в работнике в соответствии с квотой, размещены объявления в сети Интернет.
Ею были предприняты меры по изысканию инвалида для замещения должности, в частности, ежемесячно направлялись в Центр занятости населения сведения о потребности в работнике в соответствии с квотой, размещены объявления в сети Интернет. В день наложения штрафа на последнюю она не предоставила в Центр занятости информацию о наличии свободных мест, поскольку на тот момент велись переговоры по поводу трудоустройства инвалида, за что Митрофанова была привлечена работодателем к дисциплинарной ответственности.

В последующем квота была заполнена путем принятия на работу инвалида с соответствующей программой реабилитации.

Суд, рассмотрев материалы дела, жалобу Митрофановой удовлетворил, а постановление мирового судьи отменил, сославшись на то, что хоть организация не представила сведения о наличии вакантных мест и о выделении (создании) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в службу занятости населения, но в то же время руководителем организации был издан приказ об установлении квоты для приема на работу инвалидов, в котором была установлена квота, утвержден перечень рабочих мест для инвалидов и созданы такие рабочие места, в связи с чем привлечение Митрофановой Р.Ф. к ответственности, предусмотренной ч.

1 ст. РФ, является незаконным. Действительно, работодатель обязан ежемесячно представлять в органы службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (п.

3 ст. 25 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»). Однако ч. 1 ст. РФ не предусматривает ответственности за непредоставление сведений органам службы занятости, поскольку объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с реализацией инвалидами права на трудоустройство в пределах установленной квоты.

Данная точка зрения согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой непредоставление в службу занятости населения ежемесячной информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и наличии вакантных рабочих мест на квотируемые рабочие места не влечет наступления административной ответственности по ст.

РФ. Постановлением мирового судьи Зеленецкого судебного участка Республики Коми от 23.09.2015 директор ОАО «Птицефабрика «Зеленецкая» Черный Н.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.

1 ст. КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей за то, что Черный Н.М., являясь директором ОАО «Птицефабрика «Зеленецкая», в нарушение установленного законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов, будучи должностным лицом, нарушил право инвалидов на гарантированные им условия труда — не обеспечил создание рабочих мест в счет установленной квоты. Данное постановление мирового судьи Черным Н.М.

было обжаловано в апелляционном порядке и в обосновании жалобы последний указал, что доказательств того, что не были созданы специальные рабочие места для конкретных инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей, в материалах дела не имеется.

В отношении 7 рабочих мест до направления конкретных инвалидов оборудовать рабочие места не имеется возможности.

Суд, рассмотрев материалы дела, жалобу Черного Н.М. оставил без удовлетворения, а постановление мирового судьи без изменения, поскольку согласно материалам дела на момент проверки в ОАО «Птицефабрика «Зеленецкая» не приняты локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах, предоставляемых инвалидам по установленным для предприятия квотам; предприятием не предприняты меры по оборудованию, созданию или выделению трудовых мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником с ограниченными возможностями; при направлении информации в Центр занятости населения Сыктывдинского района Республики Коми о наличии на предприятии вакантных рабочих мест не указывается число тех должностей, на которых возможно обеспечить занятость лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, Черным Н.М. как директором ОАО «Птицефабрика «Зеленецкая» было совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.

1 ст. Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ.

Так, обязанность по созданию специальных рабочих мест прямо закреплена требованиями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

, и отсутствие такой возможности со стороны работодателя не освобождает последнего от проведения работы в целях обеспечения прав инвалидов на гарантированные им условия труда.

Также в законе прямо указано на то, что работодателем должны быть приняты локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах, предоставляемых инвалидам по установленным для предприятия квотам. Отсутствие указанных выше нормативных актов будет свидетельствовать о наличии в бездействии должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.

1 ст. 5.42 КоАП РФ. В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что работодателю важно понимать — во избежание привлечения последнего к административной ответственности необходимо соблюдать правила, установленные законом, а именно, необходимо создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Как мы видим из приведенной выше практики, несоблюдение данных требований закона влечет к привлечению к административной ответственности по ч.

1 ст. 5.42 КоАП РФ. При этом отсутствие рабочих мест для инвалидов из-за невозможности их создания, как зачастую утверждают работодатели, не влечет за собой освобождение от административной ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ. Значит, в первую очередь необходимо принять локальный нормативный акт о выделении (создании) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

1 ст. 5.42 КоАП РФ. Значит, в первую очередь необходимо принять локальный нормативный акт о выделении (создании) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

Данная квота установлена Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995, согласно которому работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников; работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам условий труда. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Далее необходимо представить в Центр занятости населения информацию о наличии вакантных мест и о выделении (создании) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для того, чтобы Центр занятости мог направлять для трудоустройства инвалидов.

При этом хоть в законе прямо и прописано, что работодатель обязан предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, позиция Верховного Суда РФ такова, что непредоставление в службу занятости населения ежемесячной информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и наличии вакантных рабочих мест на квотируемые рабочие места не влечет наступления административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ. Однако работодатель обязан самостоятельно осуществлять поиск работников с ограниченными возможностями путем размещения объявлений или иными способами.

Также для инвалидов необходимо создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

В связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

, работодатель может быть не только привлечен к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством, но и работник может обратиться в трудовую инспекцию или в суд за защитой своих прав и интересов.

Можно ли привлечь к ответственности работодателя за отказ в работе инвалиду?

Не пропустите самое важное, что происходит в ИнтернетеПодписатьсяНе сейчас

  1. Вопрос №15584726

г.

Москва • Вопросов: 3407.04.2019, 07:48Если я , а работодатель отказывает в работе из-за инвалидности.

Есть ли законы, по которым работодатель не имеет право отказывать по этой причине?вопрос №15584726 прочитан 16 раз Оцените вопрос Юрист на сайтеотзывов: 67 073•ответов: 201 108•г. Пермь 07.04.2019, 07:51 Можно привлечь к ответственности. Пожалуйтесь в инспекцию труда.Вам помог ответ: ДаНет

Юрист отзывов: 50 488•ответов: 105 071•г.

Барнаул 07.04.2019, 07:53 Это нарушение трудового законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 5.27 КОАП РФ.Вам помог ответ: ДаНет

Юрист на сайтеотзывов: 37 204•ответов: 151 577•г. Москва 07.04.2019, 09:29 Константин, надо понимать, что за работа предполагается.Ведь по некоторым специальностям установлены ограничения для не совсем здоровых людей.Например, обоснованным в Вашем случае будет отказ в приеме на работу водителем, машинистом поезда и т.д.А вообщеЦитата:ТК РФ Статья 64.

Гарантии при заключении трудового договораЗапрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 200-ФЗ)Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)Можете обратиться письменно, получить отказ (или не получить его) и далее с иском в суд.Вам помог ответ: ДаНет

г. Санкт-Петербург • Вопросов: 423.01.2017, 01:10Имеет ли право инвалид 2 группы по зрению на сопровождающего в пригородной электричке?вопрос №12037404 прочитан 27 раз Юрист отзывов: 3 017•ответов: 6 970•г.

Астрахань 23.01.2017, 01:19 для того чтобы сопровождающий имел право на бесплатный проезд, в справке об инвалидности должно быть указано, что инвалид нуждается в постоянном сопровождении.

Спасибо за выбор нашего сайта, всего доброго, до свидания.Вам помог ответ: ДаНетг.

Санкт-Петербург • Вопросов: 515.01.2019, 09:12Имеет ли право инвалид 1 группы по зрению ездить в без сопровождающего.вопрос №15113072 прочитан 11 раз Юрист отзывов: 2 221•ответов: 4 242•г. Санкт-Петербург 15.01.2019, 10:42 Запрета в законе нет, согласно, п.1.

статьи 27 Конституции РФ Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться,.Цитата:Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред.

от 03.07.2016) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»Статья 21.1. Перевозка и особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов1. Пассажирам из числа инвалидов обеспечиваются условия доступности их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.Вам помог ответ: ДаНетг.

Пассажирам из числа инвалидов обеспечиваются условия доступности их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.Вам помог ответ: ДаНетг.

Армянск • Вопросов: 112.05.2016, 13:58Имеет ли по зрению, сахарный диабет на путевку в санаторий.вопрос №10528329 прочитан 15 раз Юрист отзывов: 123 360•ответов: 328 992•г.

Новосибирск 12.05.2016, 13:59 Да, имеет право на путевку в санаторий.Вам помог ответ: ДаНетг.

Феодосия • Вопросов: 3904.10.2015, 21:37Имеет ли право инвалид 3 группы по зрению работать, в то числе и за компьютерном по законам РФ?вопрос №8241554 прочитан 39 раз Юрист Мышьяков С.В. отзывов: 38 678•ответов: 118 780•г.

Великий Устюг 04.10.2015, 21:44 Да, можете работать.Вам помог ответ: ДаНетг.

Киров • Вопросов: 315.09.2014, 22:23Имеет ли права инвалид 3 группы по зрению управлять ТС?вопрос №4876473 прочитан 35 раз Адвокат отзывов: 13 136•ответов: 32 635•г. Москва 15.09.2014, 22:25 НЕТ, не имеет права.Вам помог ответ: ДаНетг. Шелопугино • Вопросов: 131.10.2017, 08:03Скажите пожалуйста имеет ли право инвалид 3 группы по зрению управлять транспортным средством?вопрос №13385937 прочитан 14 раз Юрист отзывов: 22 145•ответов: 40 204•г.

Чита 31.10.2017, 08:05 уважаемая МарияБезусловно Вам надо в таком случае обратиться в мед. организацию для прохождения комиссии — она решает Удачи Вам в решении Вашего вопроса.Вам помог ответ: ДаНет Юрист отзывов: 12 805•ответов: 31 102•г.

Уфа 31.10.2017, 08:08 Доброго времени суток На такой вопрос может ответить только врач офтальмолог, Будете проходить медицинскую комиссию и узнаете Удачи Вам.

Анна Титова.Вам помог ответ: ДаНетг.

Ефремов • Вопросов: 1809.12.2015, 15:22Имеют ли право отключить электричество за задолженность 1500 р у .

вопрос №9042175 прочитан 29 раз Юрист отзывов: 79 354•ответов: 250 123•г.

Ставрополь 09.12.2015, 15:24 Имеют ли право отключить электричество за задолженность 1500 р у инвалида по зрению—за такую сумму долга возможно и не отключат. Но если предупредили то имеют право. Похоже что не платите больше 3 месяцев.Вам помог ответ: ДаНет Юрист отзывов: 31•ответов: 59•г.

Тула 09.12.2015, 23:02 К сожалению имеют, поскольку вы нарушаете условия договора.Вам помог ответ: ДаНетЕсли Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:Бесплатно с мобильных и городскихБесплатный многоканальный телефонЕсли Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможетЮристов онлайн Вопросов за суткиВопросов безответовПодписаться на уведомленияМобильноеприложениеМы в соц. сетях

© 2000-2021 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

МоскваКомсомольский пр., д. 7Санкт-Петербургнаб.

р. Фонтанки, д. 59Екатеринбург:Нижний Новгород:Ростов-на-Дону:Казань:Челябинск:

Работники-инвалиды: что должен знать работодатель

Расскажем об особенностях трудоустройства граждан-инвалидов и предоставления им дополнительных гарантий и льгот. Инвалиды — это граждане, требующие особой защищенности со стороны общества по причине стойкой утраты их физических, умственных или психических способностей к жизнедеятельности и имеющие статус инвалида. Однако, несмотря на свою ограниченность в жизненных функциях, инвалиды имеют такие же права, как и обычные люди, в том числе они обладают правом на труд.

На многих предприятиях в числе сотрудников есть инвалиды. Но принимая на работу человека с ограниченными возможностями, организация обязана создать для него комфортные условия труда, а также предоставить некоторые дополнительные льготы.

Главными нормативными документами, которые регламентируют возможности инвалидов заниматься трудовой деятельностью, являются трудовой кодекс РФ и Федеральный закон

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

№ 181-ФЗ от 24.11.1995.

В ст. 20 Закона № 181-ФЗ перечислены основные мероприятия, направленные на обеспечение занятости людей с ограниченными возможностями. Так, к некоторым из них относится создание специальных условий труда для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации, организация их профессионального обучения, установление в организациях квот для приема инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест и пр.

Что касается квот, то согласно ст. 21 Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г., для всех предприятий. независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

установлены нормы для приема инвалидов на работу. Причем данные нормы в каждом субъекте РФ могут варьироваться, но при этом не должны отклоняться от принятых законом № 181 значений.

Так, число работников с ограниченными возможностями в организации напрямую зависит от штата предприятия:

  1. при численности работников от 35 человек (включительно) до 100 человек (включительно) для работодателя устанавливается норма не выше 3% от среднесписочной численности работников.
  2. при численности работников в организации свыше 100 человек работодатель должен зарезервировать вакантные места для инвалидов в количестве от 2 до 4% от среднесписочной численности работников;

Причем при расчете квотированных мест для инвалидов запрещено включать работников, которые заняты на вредных или опасных условиях труда. Полное освобождение от квот получают лишь организации, созданные общественными объединениями инвалидов, уставный/складочный капитал которых состоит из вклада этих объединений.

Каждый месяц работодателю необходимо отчитываться перед органами занятости о соблюдении квоты: какова численность трудоустроенных инвалидов, сколько имеется свободных мест для трудоустройства инвалидов.

Форма и сроки подачи сведений о выполнении квоты в каждом субъекте могут устанавливаться самостоятельно, поэтому работодателям рекомендуется для начала обратиться в службу занятости населения для уточнения данной информации. Если работодатель нарушит соблюдение норм по квотам для занятости инвалидов, то ему грозит применение санкционных мер со стороны государства, а именно:

  1. в случае, если не созданы или не выделены рабочие места в пределах квоты, а также если работодатель неправомерно отказал в приеме на работу инвалида, то за такое нарушение полагается штраф для должностных лиц от 5000 руб. до 10 000 руб. согласно ст. 5.42 КоАП РФ;
  2. если же работодатель по каким-то причинам не сообщает в службу занятости информацию о наличии свободных мест для инвалидов, то за несообщение таких сведений для должностных лиц положен штраф от 300 руб. до 500 руб., а для организаций штраф составляет от 3000 руб. до 5000 руб., согласно ст. 19.7 КоАП РФ.

При трудоустройстве инвалида работодатель в общеустановленном порядке должен запросить у него такие документы как: паспорт (документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку, СНИЛС, дипломы об окончании учебных заведений, документ воинского учета (для мужчин и военнообязанных лиц) и пр. (перечень указан в ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

Однако для подтверждения инвалидности требуются еще два важных дополнительных документа:

  1. ИПР (индивидуальная программа реабилитации или абилитации) — именно в соответствии с этой программой работодатель должен предоставить необходимые условия труда человеку с ограниченными возможностями. Работодатель благодаря данной программе может убедиться, что человеку, претендующему на вакантное место, условия работы не противопоказаны ему по состоянию здоровья. Если имеются какие-либо противопоказания (недопустимый уровень шума, загазованность и пр.), то работодатель на законных основаниях может отказать инвалиду в трудоустройстве. При этом в направлении службы занятости необходимо отметить причину отказа.
  2. справка, выданная комиссией МСЭ (медико-социальной экспертизы), в которой указывается группа инвалидности и степень ограничения трудовой деятельности;

Но важно учитывать, что если устройство на работу инвалида происходит не в рамках квоты и для занимаемой вакансии не предъявляются особые требования к состоянию здоровья работника, то инвалиду не обязательно предоставлять вышеперечисленные два документа, он это может сделать по желанию, и в связи с этим может быть принят на работу на общих основаниях, без предоставления льгот. В ст. 23 Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 указаны некоторые гарантии труда инвалидов. К ним относятся:

  1. всем инвалидам работодатели обязаны предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней;
  2. особая категория инвалидов-чернобыльцев имеет право на дополнительный ежегодный отпуск в 14 календарных дней, который должен оплачиваться органами соцзащиты населения.
  3. работодатель может привлекать инвалидов к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также в ночное время, но только с согласия самого сотрудника и если это не запрещено ему по медицинским показаниям;
  4. кроме того, в ст. 128 ТК РФ прямо указано о праве работника-инвалида в предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году. По письменному заявлению сотрудника работодатель обязан предоставить ему неоплачиваемый отпуск;
  5. сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю для инвалидов I и II группы, при этом сохраняется полная оплата труда;

Важно понимать, что льготы работнику-инвалиду будут полагаться с момента предоставления им соответствующих документов: справки с указанием инвалидности и ИПР.

Если работник не приносит документы, то работодатель не в праве их самостоятельно истребовать и, соответственно, нет основания для предоставления льгот. Такого мнения придерживаются суды: апелляционные определения Московского городского суда от 16.01.2015 по делу № 33—636/15, Ставропольского краевого суда от 09.12.2015 по делу № 33—8284/15.

Также отдельно хотелось бы добавить и про налоговый вычет. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ, инвалидам-чернобыльцам, инвалидам ВОВ, инвалидам радиационной аварии на производственном объединении «Маяк» и инвалидам из числа военнослужащих положен налоговый вычет в размере 3000 руб. в месяц. А в соответствии с пп.

2 п. 1 ст. 218 НК РФ инвалидам с детства и инвалидам Iи IIгруппы полагается ежемесячный налоговый вычет в размере 500 руб. В ст. 73 ТК РФ указаны ситуации перевода, увольнения и отстранения от обязанностей сотрудников-инвалидов. Так, если по медицинским показаниям работник-инвалид больше не способен выполнять свои трудовые обязанности, то работодатель обязан с письменного согласия самого работника перевести его на другую работу с подходящими условиями труда.

Выполнение данного условия со стороны работодателя направлено исключительно в интересах работника и в целях сохранения его здоровья. Однако в ситуации, когда сотруднику необходим временный перевод на срок до четырех месяцев, а у работодателя нет соответствующей работы, то работодатель на указанный в медзаключении срок обязан отстранить сотрудника от работы с сохранением за ним должности.

При этом зарплата в период отстранения не начисляется сотруднику. А в случае если работнику нужен перевод по состоянию здоровья на срок свыше четырех месяцев или и вовсе на постоянной основе, то при его отказе о переводе либо же отсутствия у работодателя соответствующего вакантного места, то трудовой договор расторгается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. В случае же сокращения численности работников предприятия для инвалидов отсутствуют какие-либо привилегии, под сокращение они попадут в общем порядке.

Материалы :

  1. , бухгалтер отдела бухгалтерского учета

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Что учесть, отказывая в приеме на работу направленному службой занятости инвалиду?

Анонсы 5 октября 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 12 октября 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

3 сентября 2021 До Верховного Суда Российской Федерации дошло дело по иску гражданина о признании незаконным отказа в трудоустройстве на работу ().Несостоявшийся работник являлся инвалидом III группы и состоял на учете в центре занятости населения.

Именно органом службы занятости он и был отправлен в акционерное общество для прохождения собеседования на должность ведущего инженера, по которой в организации было предусмотрено квотируемое рабочее место для инвалидов.Стороны не достигли соглашения о трудоустройстве, что и стало причиной возникновения трудового спора. Суды первых двух инстанций в удовлетворении требований работника отказали.

Однако ВС РФ заключил, что нижестоящие инстанции подошли к рассмотрению вопроса слишком формально.

Направляя дело на пересмотр, ВС РФ указал, на что следует обратить внимание суду при новом рассмотрении дела.

Хотя, данные рекомендации, конечно же даны именно суду и касаются конкретного дела, полезные выводы из них для себя вполне могут сделать и работодатели.Итак, при решении вопроса о правомерности отказа в приеме на работу суду надлежит установить:

  1. соответствовал ли соискатель указанным требованиям;
  2. какие документы запрашивались работодателем у соискателя для прохождения собеседования и по какой причине соискатель не был принят на работу;
  3. было ли лицо, проводившее собеседование, уполномочено на такие действия;
  4. какая информация о вакантных должностях представлена организацией в центр занятости населения;
  5. были ли соблюдены работодателем требования законодательства о письменном информировании гражданина о причинах отказа в приеме на работу (в данном случае на квотируемое рабочее место для инвалида).
  6. какие квалификационные требования предъявлены к вакантной должности, выделенной в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов;

Относительно последнего пункта отметим, что информирование о причинах отказа в приеме на работу лица, направленного службой занятости, имеет свою нюансы по сравнению с общим случаем.

Так, согласно работодатель обязан сообщить соискателю причину отказа в письменной форме только в том случае, если соискатель обратился с соответствующим письменным требованием.

При этом у работодателя есть на это 7 рабочих дней.А вот для случаев отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, законодатель устанавливает специальное требование: в такой ситуации работодатель обязан сделать в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и вернуть направление гражданину (п. 5 ст. 25 Закон РФ от 19 апреля 1991 г.

№ 1032-1 «»).Добавим также, что дополнительная обязанность в силу той же нормы у работодателя появляется и в том случае, если он примет решение о приеме направленного службой занятости соискателя на работу.

При таком развитии событий работодатель должен будет в пятидневный срок вернуть в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. Теги: , , , , , , , Источник: Документы по теме:Читайте также: Также она потребуется в случае замены ряда протезов и ортезов.

Рассмотрение соответствующих законопроектов намечено на осеннюю сессию. В нем устанавливается порядок, последовательность, а также сроки проведения административных процедур при предоставлении госуслуги.

Речь идет о самых востребованных для тяжелобольных детей препаратах, которые не зарегистрированы в России. © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д.

1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+