Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Автомобильное право - Договор за доставку оборудования автомобильным транспортом

Договор за доставку оборудования автомобильным транспортом

Как оформить отношения по доставке груза: сравниваем договоры перевозки, оказания услуг, аренды транспорта и фрахтования

17 июля 2018 17 июля 2018 Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям Зачастую гражданское законодательство позволяет оформить одни и те же отношения разными договорами. Например, чтобы перевезти груз из одного пункта в другой, можно заключить не только договор перевозки, но и договор оказания услуг, и договор аренды автомобиля (с экипажем или без экипажа), и даже договор фрахтования. Во всех четырех случаях итоговый результат должен быть одинаковым: груз доставлен в пункт назначения.

А вот права и обязанности сторон по каждому из этих договоров будут разными.

В сегодняшней статье мы расскажем о том, когда применяются указанные договоры, и чем они отличаются друг от друга.

Начнем с самых близких по сути договоров — перевозки и возмездного оказания услуг. Статья Гражданского кодекса РФ гласит: правила об оказании услуг не применяются к услугам, которые оказываются по договорам перевозки.

Казалось бы, законодатель предельно ясно выразил свою волю: если речь идет о перемещении груза из пункта А в пункт Б, то стороны должны заключить специальный договор перевозки, а не общий договор возмездного оказания услуг. Тем не менее, на практике договоры перевозки часто заменяются договорами возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством. И вот почему. Заключая договор перевозки, стороны должны учитывать не только нормы ГК РФ, но и правила транспортных уставов, которые предъявляют дополнительные требования к перевозчикам.

Например, согласно пункту 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон ), перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может быть только юридическое лицо или предприниматель.

А значит, договор с физическим лицом, которое не имеет статуса ИП, по данному формальному признаку не может быть договором перевозки. Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза.

Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза.

В таких случаях приходится оформлять договор возмездного оказания услуг. Между тем разница между данными договорами принципиальная. В силу прямого указания статьи ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем.

Это означает, что перевозчик не только обязан доставить груз в пункт назначения, но и несет за него полную ответственность во время всего процесса перевозки (включая погрузку, разгрузку и перевалку в промежуточных пунктах, если это необходимо). Правила возмещения ущерба за утрату, недостачу и порчу груза детально урегулированы законодательством (ст. ГК РФ). Например, перевозчик обязан возместить отправителю стоимость груза, который был поврежден или утрачен при перевозке.

Причем, обстоятельства утраты (повреждения) вещи в большинстве случаев значения не имеют. Даже если машина, перевозящая груз, попала в ДТП по вине третьих лиц, и в результате были сорваны сроки доставки, либо груз пострадал, перевозчик вполне может остаться без вознаграждения, и будет обязан возместить отправителю стоимость груза или другие убытки.

Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.18 № Ф10-990/2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.18 № Ф01-550/2018). Также см. «». Далее в статье ГК РФ сказано, что перевозчик обязан своевременно доставить груз в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу.

Именно за эту «работу» перевозчик получает свое вознаграждение. А значит, если груз не был доставлен в установленный срок, либо был вручен неуполномоченному лицу, перевозчик не получит вознаграждение. Более того, как уже упоминалось, ему придется возместить отправителю убытки, возникшие из-за нарушения срока доставки.

Формировать транспортные накладные в веб-сервисе для ведения учета и сдачи отчетности Предъявляются ли подобные требования к исполнителю по договору возмездного оказания услуг?

Ответ на этот вопрос зависит от того, как в договоре описана сама услуга. Так, если в обязанности исполнителя входит оказание услуг по управлению автомобилем по заданию заказчика, то, понятно, что исполнитель не отвечает за соблюдение срока доставки груза.

Ведь по договору он должен лишь управлять автомобилем, совершая поездки туда, куда скажет заказчик. И именно за управление машиной во время поездок исполнителю полагается вознаграждение. Никакого вверения груза в данном случае не происходит, а значит, исполнитель не отвечает за его сохранность.

Формально при такой конструкции договорных отношений доставку груза должен осуществлять работник заказчика в рамках трудовых отношений.

Именно ему заказчик-работодатель вверяет груз, и именно на него возлагает соответствующие обязанности: доставить груз в срок в целости и сохранности, а также вручить его надлежащему получателю. И никакой связи между договором оказания услуг по управлению автомобилем и собственно доставкой груза в этом случае нет. Несколько другие требования предъявляются к исполнителю, если суть услуги заключается во вручении определенной вещи определенному лицу в установленный договором срок.

В таком случае исполнитель получит свое вознаграждение, если доставит груз нужному получателю, не нарушив при этом условие о сроке доставки. Но и здесь исполнитель фактически не несет ответственность за переданную ему вещь. И если в процессе доставки груз будет поврежден, то заказчик не сможет автоматически взыскать с исполнителя убытки, как это было бы при перевозке.

Более того, формально у заказчика не будет оснований для невыплаты исполнителю вознаграждения в случае доставки груза в поврежденном виде, поскольку сама услуга была оказана. Если в такой ситуации заказчик обратится в суд за взысканием с исполнителя убытков в виде стоимости поврежденного груза, велика вероятность переквалификации договора оказания услуг в договор перевозки с последующим признанием договора перевозки незаключенным, так как перевозчик не является ИП. При этом также надо учитывать, что по договору оказания услуг исполнитель вовсе не обязан осуществлять доставку на личном автотранспорте.

Он может развозить груз и на общественном транспорте. А значит, централизованная загрузка товара будет невозможна. Завершая сравнение этих двух договоров, отметим главное.

При заключении договора оказания услуг вместо договора перевозки, грузоотправитель зачастую фактически теряет право на возмещение ущерба в случае утраты или повреждения груза. Выходом из этой ситуации может быть привлечение работника компании-грузоотправителя к процессу доставки груза.

Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в рамках трудовых отношений, но не вправе управлять автомобилем. Ведь в противном случае договор возмездного оказания услуг становится лишним, а отношения с работником, который использует свой транспорт для выполнения трудовых обязанностей по доставке грузов, нужно оформлять по-другому.

Подробнее об этом см. «». Нередко перевозку грузов оформляют договором аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без такового). Начнем с договора аренды транспортного средства без экипажа (ст.

ГК РФ). По такому договору в обязанности арендодателя входит только передача арендатору соответствующего транспортного средства в исправном состоянии.

С момента подписания акта передачи автомобиля у арендодателя появляется право на получение арендной платы. И это право сохраняется независимо от того, как арендатор эксплуатирует транспортное средство. Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем.

При этом не имеет значения, используется ли авто для доставки груза или просто находится на территории арендатора. Очевидно, что в рассматриваемой ситуации арендодатель не отвечает за сохранность и своевременную доставку груза. Все действия по перевозке груза совершает грузоотправитель-арендатор самостоятельно и на свой риск.

При этом за рулем арендованного транспортного средства могут находиться как работники арендатора, так и иные привлеченные им лица.

Несколько иначе обстоят дела при аренде транспортного средства с экипажем (ст. ГК РФ). В этом случае арендодатель обязан не просто передать арендатору транспорт за плату, но и обеспечить это ТС экипажем, осуществлять управление и техническую эксплуатацию автомобиля. Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его техническое обслуживание.

Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его техническое обслуживание.

По договору аренды ТС с экипажем невозможна ситуация, когда автомобиль находится в пользовании у арендатора, которому арендодатель не оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.18 № Ф10-105/2018). При этом по правилам ГК РФ водитель транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, подчиняется требованиям арендатора только в части коммерческой эксплуатации автомобиля. А вот по вопросам, связанным с управлением и технической эксплуатацией автомобиля, обязательные указания дает арендодатель (п.

2 ст. ГК РФ). На практике это означает следующее.

Арендатор определяет, что, когда, откуда и куда нужно перевезти на арендованном транспорте.

А все вопросы, связанные с безопасностью перевозки, решает арендодатель. И если груз пострадал при перевозке, в том числе в результате ДТП или по причине неправильной загрузки машины, то за убытки отвечает арендодатель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.18 № Ф08-96/2018).

В этом отношении договор аренды ТС с экипажем похож на договор перевозки. Однако между этими договорами есть существенная разница.

Первое отличие связано с оплатой по договору аренды ТС с экипажем.

Она осуществляется за сам факт предоставления арендатору исправного автомобиля и квалифицированного водителя, а не за доставку груза в пункт назначения, как это предусматривает договор перевозки. Следовательно, если машина и экипаж поступили в распоряжение арендатора, то он обязан перечислять арендную плату, даже если груз не был доставлен и вручен грузополучателю.

Отметим, что арендная плата вносится и в том случае, если груз был поврежден или утрачен в пути по причинам, не связанным с эксплуатацией транспортного средства (например, испортился из-за погодных условий или из-за задержки транспорта в пути).

Второе отличие заключается в следующем.

По договору аренды ТС с экипажем арендатор-грузоотправитель никак не может повлиять на сроки доставки. Ведь в части технической эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю.

А значит, именно арендодатель (водитель с его ведома) решает, с какой скоростью будет двигаться автомобиль и по какому маршруту, сколько часов в день водитель будет проводить за рулем и т.д.

Таким образом, арендатор фактически принимает на себя риски, связанные с нарушением сроков доставки. Он обязан перечислить арендную плату, даже если груз доставлен позже срока.

При этом у арендатора в этом случае нет оснований для взыскания убытков с арендодателя. Напомним, что перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием.

Обратите внимание: водителем машины, предоставленной по договору аренды ТС с экипажем, может быть только работник арендодателя (п. 2 ст. ГК РФ). Поэтому такой договор нельзя заключить в том случае, если управлять автомобилем будет человек, который не состоит с арендодателем в трудовых отношениях.

Таким образом, «обычное» физлицо (то есть физлицо без статуса ИП) не вправе быть арендодателем по договору аренды ТС с экипажем. А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор.

А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор. При этом заключить трудовой договор сам с собой ИП не может.

По своей сути договор фрахтования является неким симбиозом договора аренды ТС с экипажем и договора перевозки. Согласно статье ГК РФ, по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.

Как видно из этого определения, предметом договора фрахтования является обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки соответствующего груза (в отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз). А значит, оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась.

Приведем пример. Организация запланировала переезд из одного офиса в другой. Было определено, что для этого придется загрузить две 12-ти тонные «фуры».

Организация заключила договор фрахтования, предусматривающий подачу таких автомобилей. Однако по техническим причинам переезд пришлось отложить. В итоге предоставленные машины были отправлены обратно фрахтовщику (перевозка не состоялась). Тем не менее, фрахтовщик свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены.
Тем не менее, фрахтовщик свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены. Еще одно отличие договора фрахтования от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта.

Там сказано, что договор фрахтования предусматривает сопровождение груза представителем грузовладельца. Следовательно, фрахтовщик не несет никакой ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется.

(Напомним, что перевозчик несет полную ответственность за вверенный ему груз). В этой же статье 18 Устава автомобильного транспорта установлено, что в договор фрахтования вносятся данные о сроках перевозки.

Это значит, что фрахтовщик должен не только предоставить ТС для доставки груза (как указано в ст. ГК РФ), но и осуществить саму доставку в установленный срок. И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания соответствующих убытков.

И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания соответствующих убытков. В этом состоит одно из отличий договора фрахтования от договора аренды ТС с экипажем, по которому арендатор принимает на себя риски, связанные с нарушением срока доставки. Кроме этого, по договору аренды в пользование арендатору передается конкретное транспортное средство (в договоре указываются вид, марка, тип, ВИН-номер и государственный номерной знак автомобиля).

Арендодатель может заменить автомобиль только с согласия арендатора. А вот по договору фрахтования предоставляется лишь соответствующая вместимость транспортного средства.

Поэтому фрахтовщик вправе сам решать, какой именно автомобиль подать грузовладельцу. Главное, чтобы характеристики транспортного средства позволяли поместить заявленный груз. Другими словами, если по договору аренды ТС заменить 12-тонник Вольво на КамАЗ без согласия арендатора нельзя, то по договору фрахтования такая замена вполне допустима по решению самого фрахтовщика.

Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия Онлайн» Обмениваться с контрагентами юридически значимой «первичкой» через интернет 13 170 13 170 13 170 13 170

  • Можно, если принять его на работу по трудовому договору.
  • Можно, если автомобилем будет управлять работник ИП.
  • Можно, если автомобилем будет управлять сам ИП.
  • В связи с предполагаемым сезонным увеличением продаж организация решила арендовать автомобиль, на котором ее сотрудник будет развозить товары покупателям. После заключения договора аренды, организация получила по акту арендованную машину. Однако прогноз по объему продаж не оправдался. В связи с этим доставка товаров на арендованном автомобиле осуществляется три раза в неделю, а не каждый день, как планировалось, когда определялся размер арендной платы. Может ли организация удерживать часть арендной платы за те дни, когда автомобиль не используется для доставки товаров?
    • Может.
    • Может, если в договоре указано, что автомобиль взят в аренду для доставки товара.
    • Не может, поскольку автомобиль арендован без экипажа.
    • Не может, так как по договору аренды ТС без экипажа оплачивается время, когда автомобиль находился во владении арендатора.
  • Может.
  • Можно.
  • Можно, если договор заключается на срок не более трех месяцев.
  • Нельзя.
  • Не может, поскольку автомобиль арендован без экипажа.

  • Организация заключила крупный договор, предполагающий поставку товара покупателю, который находится в соседнем регионе. Так как это разовая сделка, то для доставки товара решено привлечь предпринимателя, с которым планируется оформить договор аренды транспортного средства с экипажем.

    Можно ли в этом случае применить такой договор?

    • Можно.
    • Можно, если автомобилем будет управлять работник ИП.
    • Можно, если автомобилем будет управлять сам ИП.
    • Нельзя.
  • Может, если в договоре указано, что автомобиль взят в аренду для доставки товара.

  • Нельзя.
  • Можно.
  • В связи с сезонным увеличением продаж организация планирует привлечь родственника менеджера по продажам для доставки товаров покупателям.

    Этот родственник является собственником легкового автомобиля и готов развозить товары в выходные дни.

    При этом он не зарегистрирован в качестве ИП. Можно ли заключить с ним договор перевозки?

    • Можно.
    • Можно, если принять его на работу по трудовому договору.
    • Можно, если договор заключается на срок не более трех месяцев.
    • Нельзя.
  • Не может, так как по договору аренды ТС без экипажа оплачивается время, когда автомобиль находился во владении арендатора.

Популярное за неделю15 1597 0336 4286 25796 433

Шаблоны и образцы документов, используемых при перевозке грузов автомобильным транспортом

  • Договор на перевозку груза. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (). Договор перевозки является коммерческим документом, оформляемым при оплате услуг железнодорожных, воздушных, морских, автомобильных перевозчиков ( ).

    Отношения между сторонами договора перевозки строятся либо по схеме единовременной перевозки определенного груза, либо как долгосрочное сотрудничество.

    Названным схемам соответствуют два вида договора перевозки: — «Разовые» договоры о перевозке конкретного груза, который определяется индивидуальными (как, например, предметы мебели) или родовыми (сельскохозяйственная продукция, стройматериалы и т. п.) признаками. Если отношения между отправителем груза и перевозчиком носят не длящийся характер, стороны в принципе не обязаны составлять единый документ с названием «договор перевозки». Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа.

    — Договоры о долгосрочной организации перевозок, согласно которым перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (). При наличии договора об организации перевозки груза, перевозка осуществляется на основании заявки.

  • Заявка. Заказ. При наличии договора об организации перевозок грузов, перевозка осуществляется на основании заявки. Заявка является приложением к указанному договору ().

      При отсутствии договора об организации перевозок грузов, перевозка груза осуществляется на основании заказа, принятого перевозчиком к исполнению.
  • Заказ-наряд Заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки груза – форма договора фрахтования (ст.

    2 и ст. 18

    «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

    (далее УАТ РФ)). Реквизиты и порядок заполнения заказа-наряда устанавливаются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утв.

    Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272) (далее Правила перевозок грузов). Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза (далее — договор фрахтования), заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства по форме согласно приложению N 5 к Правилам перевозок грузов.

    Заказ-наряд составляется в 3-х экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком, а в случае если фрахтователь и фрахтовщик являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, экземпляры заказа-наряда также заверяются печатями фрахтователя и фрахтовщика.

    Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий — вручаются фрахтовщику (водителю). Третий экземпляр заказа-наряда с необходимыми отметками прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю.

    В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество заказов-нарядов, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

  • ТТН. «Товарно-транспортная накладная», а также указания по ее применению и заполнению утверждены .

    Рекомендации по применению товарно-транспортной накладной также содержатся в (утв. Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., с изменениями от 21 мая 2007 г.). Согласно п. 2 перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной .

    Пунктом 6 указанной установлено, что товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

    Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей.

    Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организации, владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.

    Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) (информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

    1. .()
  • ТН Транспортная накладная – перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (ст. 2 УАТ РФ). Форма и порядок заполнения Транспортной накладной устанавливаются Правилами перевозок грузов (утв.

    Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272). Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

  • ТОРГ-12 В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» ТОРГ-12 (товарная накладная) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. ТОРГ-12 составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности и является основанием для их списания.

    Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

  • ТОРГ-13 ТОРГ-13 – накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары.

    В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132

    «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»

    , ТОРГ-13 применяется для учета движения товарно — материальных ценностей (товара, тары) внутри организации, между структурными подразделениям или материально ответственными лицами.

    ТОРГ-13 составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего товарно — материальные ценности.

    Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товарно — материальных ценностей, а второй экземпляр — принимающему подразделению для оприходования ценностей. Заполненный документ подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения товарно — материальных ценностей.

  • CMR В соответствии с Письмом ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660 «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров», CMR – это товарно-транспортная накладная международного образца CMR (International Waybill). Регламентируется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 г.). Согласно п. 1 ст. 1 названной Конвенции, ее положения применяются в случаях, когда место принятия к перевозке груза и место сдачи груза находятся на территории двух различных стран.

    CMR применяется российскими участниками сделки и cоставляется в трех оригинальных экземплярах. Первый оригинал — для отправителя, второй — для получателя, третий — для фрахтовщика. В некоторых странах существует еще один экземпляр, который предназначен для тарифного контроля.

    Бывают ситуации, когда груз должен быть перевезен несколькими автомобилями или в одном автомобиле перевозят грузы разного вида.

    Тогда количество накладных должно соответствовать количеству транспортных единиц или количеству видов груза. Это правило действует и в случае, если перевозят несколько партий одинакового груза.

    CMR подтверждает наличие договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке грузов.

    Ее функция — доказать, что договор перевозки заключен, товары к перевозке и условия перевозки приняты.

    Служит основанием для получения выручки по международному договору перевозки.

    На CMR должна стоять отметка российского таможенного органа «Товар вывезен», которая подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ. Если груз доставляется в страну — участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) или CMR-накладной.

    1. ()
  • Путевой лист Согласно ст. 2 УАТ РФ, путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

    Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 N 152.

    Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца. Путевой лист грузового автомобиля является основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

    Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет. Для грузового автотранспорта постановлением Госкомстата России 28.11.1997 г. N 78 утверждены две формы путевых листов — форма N 4-с и форма N 4-п.

    1. Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты труда автомобиля по сдельным расценкам.
    1. Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в терние одного рабочего дня (смены) водителя.
  • Договор транспортной экспедиции.

    Согласно

    «по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза»

    .

    «В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором»

    . В ФЗ «О Транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ предусмотрены условия договора транспортной экспедиции.

    При этом стороны могут определить иные условия договора транспортной экспедиции, если они не были предусмотрены указанным федеральным законом, иными федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

  • Поручение экспедитору.

    Поручение экспедитору – документ, который определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции. В соответствии с , для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

    Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции. Форма поручения экспедитору утверждена . Поручение экспедитору заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается экспедитору).

  • Экспедиторская расписка Экспедиторская расписка – документ, подтверждающий факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя.

    Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

    Заполняет экспедиторскую расписку экспедитор. Экспедиторская расписка заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту).

  • Складская расписка.Складская расписка — документ, подтверждающий факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

    Заполнение складской расписки возлагается на экспедитора.

    Складская расписка заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается клиенту).

  • Генеральная доверенность на получение, хранение и транспортировку грузов При возникновении спорных ситуаций при перевозке груза, сторонам, участвующим в перевозке, могут понадобиться следующие документы:
    • полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;
    • Инструкция Минфина СССР №156, Госбанка СССР №30, ЦСУ ССР №354/7, Минтранса РСФСР №10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом»;
    • просрочки доставки багажа, груза со дня выдачи багажа, груза.
    • отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
    • обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
    • перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);
    • уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
    • в исковом заявлении должны быть указаны:
    • непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
    • наименование лица (юридическое лицо/индивидуальный предприниматель), которому адресована претензия;
    • документы (с реквизитами), на которых основаны отношения сторон): например, договор перевозки, заявка, транспортные накладные и проч.;
    • цена иска, если иск подлежит оценке;
    • Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272);
    • Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
    • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
    • Порядок предъявления исков В соответствии со ст. 41 УАТ РФ, при предъявлении претензий в порядке, установленном статьей 39 УАТ РФ, иски к перевозчикам, фрахтовщикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа, грузов или предоставлением транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа перевозчиков, фрахтовщиков удовлетворить претензии либо в случаях неполучения от перевозчиков, фрахтовщиков ответов на претензии в течение тридцати дней со дня получения ими соответствующих претензий. Согласно ст. 42 УАТ РФ, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, договоров фрахтования, составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении:
    • перечень прилагаемых документов.
    • требования лица, направляющего претензию (должны быть изложены четко). В претензии следует предупредить о последующем обращении в суд в случае неудовлетворения претензии или нерассмотрения ее в установленном порядке или в срок;
    • «Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» (Заключена в г. Женеве 19.05.1956) (Вступила в силу для СССР 01.12.1983);
    • сумма требований с расчетом;
    • возмещения ущерба, причиненного утратой багажа, со дня признания багажа утраченным;
    • Направление претензии предусмотрено законом Гражданский кодекс РФ в ст.

      797 устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Согласно ст. 39 УАТ РФ, до предъявления к перевозчикам исков, вытекающих из договоров перевозок грузов, к таким лицам в обязательном порядке предъявляются претензии.

      Право на предъявление к перевозчикам, фрахтовщикам претензий в досудебном порядке имеют лица, заключившие договоры перевозки, договоры фрахтования, грузополучатели, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками, фрахтовщиками своих обязательств по перевозкам пассажиров и багажа, грузов, предоставлению транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов. Порядок оформления претензий устанавливается правилами перевозок пассажиров, правилами перевозок грузов.

      В соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, претензии предъявляются перевозчикам (фрахтовщикам) по месту их нахождения в письменной форме в течение срока исковой давности.

      Претензия содержит:

    • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
    • дату и место составления акта;
    • наименование лица, от которого направляется претензия с указанием точного почтового адреса, средств связи (телефон, факс и т.п.), и платежных реквизитов;
    • полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;
    • «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»;
    • пункты договора, нарушение которых вызвало направление претензии
    • в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза — их описание и фактический размер;
    • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
    • выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.
    • Постановление Госкомстата России № 78 от 28.11.1997 г. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»;
    • Документы, прилагаемые к исковому заявлению, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

    • задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
    • фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
    • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
    • К исковому заявлению прилагаются:
    • проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор;
    • перечень прилагающихся документов, обосновывающих претензионные требования (либо должна быть сделана ссылка, что все документы для рассмотрения претензии у адресата имеются, в этом случае указываемые документы следует перечислить).
    • обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
    • нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.
    • наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
    • утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
    • Приказ Минтранса РФ № 23 от 11.02.2008 г.

      «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов»;

    • номер претензии и ее дату;
    • копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
    • Акты В соответствии со ст.

      38 УАТ РФ, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

      Порядок составления актов установлен Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272

      «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

      .

      Акт составляется в случаях:

      • невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
      • непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
      • утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
      • непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
      • отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
      • просрочка доставки груза;
      • задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
      • задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.

      Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток.

      В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования. Отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов. Акт составляется в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем в 2 экземплярах.

      Исправления в составленном акте не допускаются. В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа. Какой-либо законодательно закрепленной формы акта нет, за исключением некоторых актов, составляемых в случае утраты или недостачи, повреждения (порчи) груза.

      Например, Акт, об установлении расхождения по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей () Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом установлено, что акт содержит:

      • дату и место составления акта;
      • фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
      • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
      • в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза — их описание и фактический размер;
      • подписи участвующих в составлении акта сторон.
    • задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.
    • возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;
    • дату и место составления;
    • Претензия Одним из способов разрешения спорной ситуации, возникшей при перевозке груза, является направление претензии контрагенту.

      Необходимость направления претензии может быть установлена в силу закона или договора.

      1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
      2. сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
      3. Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
      4. краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
      5. Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
      6. наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;
      7. фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.
      8. непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
      9. исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме.

        Исковое заявление подписывается истцом или его представителем. Исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

      10. невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
      11. расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
      12. возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;
      13. сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором (с 1 июня 2016 года Федеральным законом от 02.03.2016 N 47-ФЗ в пункт 8 части 2 статьи 125 вносятся изменения);
      14. Претензионный порядок предусмотрен договором Как правило, подобный порядок прописывается в разделе договора, содержащем возможные случаи возникновения разногласий и способы их разрешения.

        Насколько четко и подробно следует прописывать процедуру досудебного разрешения спора стороны договора определяют самостоятельно. В договоре должен быть установлен четкий порядок действий, которые подлежит совершить контрагенту до обращения в суд (сроки направления и рассмотрения претензии, документы, подлежащие представлению с претензией и др.). Требования, предъявляемые в претензии, должны быть четко сформулированы и обоснованы.

        В претензии следует указать:

      15. документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором (с 1 июня 2016 года Федеральным законом от 02.03.2016 N 47-ФЗ в пункт 7 части 1 статьи 126 вносятся изменения);
      16. Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
      17. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв.

        Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 г.);

      18. Постановление Правительства РФ № 554 от 08.09.2006 г.

      Последние новости по теме статьи

      Важно знать!
      • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
      • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
      • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

      Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

      Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

      • Анонимно
      • Профессионально

      Задайте вопрос нашему юристу!

      Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

      +