Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Бухгалтерский учет - Инвентаризация муниципального имущества

Инвентаризация муниципального имущества

Об утверждении порядка проведения инвентаризации муниципального имущества

В целях контроля и упорядочения использования муниципального имущества, администрация сельского поселения Газопроводское ПОСТАНОВЛЯЕТ:1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения инвентаризации муниципального имущества сельского поселения Газопроводское.2.

Утвердить прилагаемый состав комиссии по инвентаризации муниципального имущества сельского поселения Газопроводское.3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.Главасельского поселенияГазопроводскоеИ.А. Балахин Приложение N 1к Постановлению администрациисельского поселения Газопроводскоеот 22.01.2014 ГОДА N 291.1.

Настоящее Положение определяет порядок проведения инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности сельского поселения Газопроводское (далее — муниципальное имущество).1.2.

Инвентаризация муниципального имущества проводится в соответствии с , общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 06.12.2011 N 402 -ФЗ «О бухгалтерском учете», , иными федеральными законами, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12. 2010 , , утвержденными , издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, , законами Московской области, Уставом сельского поселения Газопроводское, иными муниципальными правовыми актами, а также настоящим Положением.1.3. 1. Муниципальное имущество подлежит инвентаризации.1.3.2.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.1.3.3. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации.1.3.4.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.1.4. Проведение инвентаризации обязательно:1.4.1. При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании муниципального унитарного предприятия;1.4.2.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет.1.4.3. При смене материально ответственных лиц;1.4.4.
При смене материально ответственных лиц;1.4.4. При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;1.4.5.

В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;1.4.6.

При реорганизации или ликвидации организации;1.5.

Для целей настоящего Положения определяются следующие виды инвентаризации:1.5.1.

Инвентаризация муниципальной казны сельского поселения Газопроводское (далее — инвентаризация муниципальной казны) – инвентаризация муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, проводимая на основании распоряжения Главы сельского поселения Газопроводское (далее – Глава).1.5.2. Внутренняя инвентаризация — инвентаризация имущества и обязательств, проводимая муниципальными предприятиями и учреждениями сельского поселения Газопроводское (далее – сельское поселение) на основании приказов руководителей муниципальных предприятий и учреждений.1.5.3. Инициативная инвентаризация — инвентаризация муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, проводимая на основании распоряжения Главы1.6.

Основными целями инвентаризации муниципального имущества являются:1.6.1. выявление фактического наличия муниципального имущества;1.6.2.

сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств;1.6.3.

анализ и повышение эффективности использования муниципального имущества;1.6.4.

повышение качества содержания и эксплуатации муниципального имущества;1.6.5. регистрация, постановка на учет выявленного неучтенного муниципального имущества;1.6.6. определение обоснованности затрат бюджета сельского поселения Газопроводское (далее — местный бюджет) на содержание муниципального имущества;1.6.7.

определение обоснованности затрат бюджета сельского поселения Газопроводское (далее — местный бюджет) на содержание муниципального имущества;1.6.7. уточнение реестра муниципального имущества сельского поселения (далее — реестр муниципального имущества);1.6.8.

приведение в соответствие с установленными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Московской области, муниципальными правовыми актами сельского поселения Газопроводское порядком действий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.1.7. Основными задачами инвентаризации муниципального имущества являются:1.7.1.

выявление несоответствия между указанным в документах состоянием объектов муниципального имущества с их фактическим состоянием;1.7.2.

выявление объектов недвижимого имущества, право собственности поселения, на которые не зарегистрировано в установленном порядке;1.7.3. выявление объектов движимого имущества, принадлежащих сельскому поселению Газопроводское на праве собственности, не учтенных в установленном порядке;1.7.4.

выявление неиспользуемого или используемого не по назначению муниципального имущества;1.7.5. выявление бесхозяйного имущества;1.7.6. формирование перечня муниципального имущества, не подлежащего приватизации;1.7.7.

формирование перечня муниципального имущества, подлежащего приватизации для включения его в прогнозный план приватизации муниципального имущества;1.7.8.

формирование перечней муниципальных предприятий и учреждений, а также перечней недвижимого имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и иного муниципального имущества, подлежащего передаче в собственность поселений при разграничении муниципального имущества между районом и поселением, входящими в его состав;1.7.9. формирование перечня муниципального имущества, подлежащего перепрофилированию;1.7.10.

выявление фактов нарушения нормативно-правовых актов Российской Федерации, нормативно-правовых актов Московской области, правовых актов сельского поселения Газопроводское, регулирующих порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.1.8. Уполномоченным органом, осуществляющим контроль за проведением инвентаризации муниципального имущества, является Администрация сельского поселения Газопроводское.2.1.

Инвентаризация муниципальной казны сельского поселения Газопроводское (далее — муниципальная казна) проводится на основании распоряжения Главы сельского поселения Газопроводское, в котором указываются сроки проведения инвентаризации, а так же прилагается перечень имущества муниципальной казны.2.2.

Для проведения инвентаризации муниципальной казны, анализа и обобщения результатов инвентаризации муниципального имущества постановлением Главы создается инвентаризационная комиссия.2.3. Инвентаризационная комиссия создается на время проведения конкретной инвентаризации. Инвентаризационная комиссия состоит из председателя, заместителя инвентаризационной комиссии , секретаря и не более 3 членов инвентаризационной комиссии.2.4.

Для участия в проведении инвентаризации муниципальной казны Администрация вправе привлекать организации, осуществляющие деятельность в сфере юридических, бухгалтерских, оценочных, аудиторских и иных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.2.5. Состав инвентаризационной комиссии, а также внесение изменений в состав инвентаризационной комиссии утверждается постановлением Главы.2.6. Инвентаризация муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне, производится на основании данных учета имущества, составляющего муниципальную казну, и реестра муниципального имущества, ведущегося Администрацией.2.7.

Инвентаризационная комиссия при проведении инвентаризации муниципальной казны осуществляет следующие действия:2.7.1. проводит сверку данных о муниципальном имуществе, находящемся в муниципальной казне, предоставляемых Администрацией, с фактическим наличием муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне;2.7.2.

производит осмотр муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне, и заносит в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (далее — описи или акты) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели;2.7.3.

проверяет наличие правоустанавливающих документов на муниципальное имущество, находящееся в муниципальной казне;2.7.4. при выявлении объектов муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне, не принятых на учет, а также объектов, по которым отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия включает в опись или акт правильные сведения и технические показатели по этим объектам;2.7.5.
при выявлении объектов муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне, не принятых на учет, а также объектов, по которым отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия включает в опись или акт правильные сведения и технические показатели по этим объектам;2.7.5.

при выявлении муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне, без правоустанавливающих документов инвентаризационная комиссия отражает данный факт в описи или акте;2.7.6. в случае выявления объектов муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне, не подлежащих дальнейшей эксплуатации и восстановление которых не представляется возможным, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись или акт с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.);2.7.7. представляет результаты проведения инвентаризации муниципальной казны в Администрацию в течение 10 рабочих дней со дня окончания инвентаризации;2.7.8.

обеспечивает полноту и точность внесения в описи или акты данных о фактическом наличии муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне;2.7.9.

осуществляет иные действия, связанные с проведением инвентаризации муниципального имущества, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.3.1.

Количество внутренних инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем муниципального предприятия или учреждения.3.2.

В муниципальном предприятии или учреждении внутренняя инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией, создаваемой руководителем муниципального предприятия или учреждения.3.3. Руководитель муниципального предприятия или учреждения утверждает результаты проведения внутренней инвентаризации и представляет их в Администрацию в течение 10 рабочих дней со дня окончания инвентаризации.3.4.

В целях контроля за наличием имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, его состоянием и сохранностью может проводиться инициативная инвентаризация.3.5. Для участия в проведении инициативной инвентаризации Администрация вправе привлекать организации, осуществляющие деятельность в сфере юридических, бухгалтерских, оценочных, аудиторских и иных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.3.6.

Инициативную инвентаризацию проводит инвентаризационная комиссия, создаваемая на время проведения инвентаризации, утверждаемая приказом руководителя. В состав инвентаризационной комиссии включается руководитель муниципального предприятия или учреждения, за которым закреплено имущество, подлежащее инициативной инвентаризации. В случае привлечения организаций, осуществляющих деятельность в сфере юридических, бухгалтерских, оценочных, аудиторских и иных услуг, для участия в проведении инициативной инвентаризации в состав инвентаризационной комиссии могут включаться представители данных организаций.3.7.

Инициативная инвентаризация назначается распоряжением Главы, в котором указываются имущество, подлежащее инициативной инвентаризации, муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закреплено имущество, подлежащее инициативной инвентаризации, руководители муниципальных предприятий и учреждений, подлежащие включению в состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инициативной инвентаризации.3.8. Результаты проведения инициативной инвентаризации инвентаризационная комиссия представляет в Администрацию в течение 10 рабочих дней со дня окончания инвентаризации.4.1.

В течение 10 рабочих дней со дня получения результатов проведения инвентаризации муниципальной казны, инициативной инвентаризации, внутренней инвентаризации Администрация анализирует результаты их проведения, готовит по ним предложения и представляет на рассмотрение заместителю главы Администрации сельского поселения Газопроводское, ведущему вопросы формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью.4.2.

По результатам проведенного анализа Администрация:4.2.1. при выявлении объектов недвижимого имущества, право собственности сельского поселения Газопроводское на которые не зарегистрировано в установленном порядке, готовит предложения по регистрации права собственности;4.2.2. при выявлении объектов движимого имущества, принадлежащих сельскому поселению Газопроводское на праве собственности, не учтенных в установленном порядке, готовит предложения по постановке данных объектов на учет;4.2.3.

при выявлении неиспользуемого или используемого не по назначению муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным предприятиям и учреждениям, готовит предложения по изъятию данного имущества и его дальнейшему использованию;4.2.4. при выявлении бесхозяйного имущества, готовит предложения по установлению собственников, приобретению в муниципальную собственность данного имущества;4.2.5.

при выявлении фактов нарушения нормативно-правовых актов Российской Федерации, нормативно-правовых актов Московской области, муниципальных правовых актов сельского поселения Газопроводское, регулирующих порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, готовит предложения по установлению виновных лиц и применению к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;4.2.6.

при выявлении фактов нарушения нормативно-правовых актов Российской Федерации, нормативно-правовых актов Московской области, муниципальных правовых актов сельского поселения Газопроводское, регулирующих порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, готовит предложения по установлению виновных лиц и применению к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;4.2.6.

готовит иные предложения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.4.3. В случае проведения инвентаризации муниципальной казны и внутренних инвентаризаций или инициативных инвентаризаций в одно время Администрация в течение 10 рабочих дней со дня получения результатов проведения всех инвентаризаций составляет сводные данные о муниципальном имуществе, полученные по результатам проведения инвентаризации муниципальной казны и внутренних инвентаризаций или инициативных инвентаризаций.4.4.

Используя сводные данные, Администрация формирует перечень муниципального имущества, не подлежащего приватизации, перечень муниципального имущества, подлежащего приватизации, перечни муниципальных предприятий и учреждений и иного муниципального имущества, подлежащего передаче в собственность поселений при разграничении муниципального имущества между районом и поселениями, входящими в его состав, отдельно по каждому поселению, перечень муниципального имущества, подлежащего перепрофилированию, перечень имущества, подлежащего списанию.4.5. Результаты проведения инвентаризации муниципальной казны, инициативной инвентаризации утверждаются распоряжением Главы в течение месяца.4.7.

По результатам проведения инвентаризации муниципальной казны, инициативной инвентаризации, внутренней инвентаризации заместитель главы Администрации сельского поселения Газопроводское, ведущий вопросы формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью, в течение месяца со дня получения предложений Администрации принимает решение о принятии к сведению результатов проведения инвентаризации, о регистрации права собственности на недвижимое имущество, о постановке на учет объектов движимого имущества, об изъятии неиспользуемого или используемого не по назначению имущества и его дальнейшему использованию, об установлении собственников бесхозяйного имущества, об оформлении бесхозяйного имущества в муниципальную собственность, об установлении лиц, виновных в нарушении порядка владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, и применению к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Все вопросы, не урегулированные настоящим положением, регулируются действующим законодательством Российской Федерации.

Инвентаризация: пошаговая инструкция

Важное 17 октября 2016 г.

13:26 Проведение инвентаризации регламентируется статьями Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России №34н. Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определены в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России №49.

Унифицированные формы документов для оформления итогов инвентаризации утверждены постановлениями Госкомстата России №88 и №26. Используя в своей работе все эти документы, организация сможет правильно оформить всю необходимую в рамках проведения инвентаризации документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Организация обязана провести инвентаризацию в каждом из следующих случаев (п.

3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 27 Положения по бухучету N 34н):

  1. в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
  2. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, которого проводилась начиная с 1 октября отчетного года. При этом Инвентаризацию ОС можно проводить раз в три года;
  3. при выявлении фактов хищения или порчи имущества;
  4. при ликвидации или реорганизации организации.
  5. при смене материально ответственных лиц. В этом случае проводится инвентаризация только того имущества, которое было доверено материально ответственному лицу;

Инвентаризация проводится в несколько этапов. Создание инвентаризационной комиссии оформляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п.

2.3 Методических указаний по инвентаризации). Унифицированная форма данного приказа (форма N ИНВ-22) утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации.

Членами комиссии, как правило, являются:

  1. другие специалисты (работники технических (например, инженер), финансовых (например, руководитель финансового отдела), юридических (например, юрист) и других служб).
  2. представители администрации организации;
  3. работники бухгалтерской службы (например, , заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по отдельному участнику);

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным. В комиссию должны входить как минимум два человека. Помимо состава инвентаризационной комиссии, в этом приказе указываются также сроки и причины проведения инвентаризации, проверяемое имущество и обязательства.

После утверждения приказа генеральным директором этот документ должны подписать председатель и члены инвентаризационной комиссии.

Приказ о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации, который может составляться по форме N ИНВ-23 (п.

2.3 Методических указаний по инвентаризации).

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надо получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы. Полученные документы заверяются председателем инвентаризационной комиссии с указанием «до инвентаризации на «__» __________ 201_ г.», что является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п.
Полученные документы заверяются председателем инвентаризационной комиссии с указанием «до инвентаризации на «__» __________ 201_ г.», что является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации).

Расписка, оформляемая материально ответственным лицом перед началом инвентаризации, предоставляется инвентаризационной комиссии в день проверки и подтверждает факт того, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы материально ответственным лицом в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны. Инвентаризационная комиссия определяет:

  1. состав дебиторской и кредиторской задолженности – путем проведения сверки с контрагентами и проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования (п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации).
  2. наименования и количество имущества (ОС, МПЗ, денежные средства в кассе, документарные ценные бумаги), имеющегося в организации, в том числе арендованного имущества, – путем натурального подсчета (п. 2.7 Методических указаний по инвентаризации). Одновременно с этим проверяется состояние этих объектов (могут ли они использоваться по назначению);
  3. виды активов, не имеющих материально-вещественной формы (например, НМА, ), – путем сверки документов, подтверждающих права организации на эти активы (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);

Полученные данные инвентаризационные комиссия заносит в инвентаризационные описи (акты). После этого материально ответственные лица в инвентаризационных описях (актах) должны расписаться в том, что они присутствовали при проведении инвентаризации (п.

п. 2.4, 2.5, 2.9 — 2.11 Методических указаний по инвентаризации). После этого полученные данные в инвентаризационных описях (актах) сверяются с данными бухгалтерского учета.

Если в ходе инвентаризации выявлены излишки или недостача, тогда оформляется сличительная ведомость, в которой указывают расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ее составляют только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных. Для оформления проведения и результатов инвентаризации можно использовать следующие формы документов:

  1. по расчетам с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами – Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17).
  2. по расходам будущих периодов – Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11);
  3. по ОС – Инвентаризационная опись ОС (форма N ИНВ-1) и Сличительная ведомость инвентаризации ОС (форма N ИНВ-18);
  4. по ценным бумагам и БСО – Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16);
  5. по МПЗ – Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4) и Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма N ИНВ-19);
  6. по кассе – Акт инвентаризации наличных денег (форма N ИНВ-15);

Инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (п.

5.4 Методических указаний по инвентаризации). Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом. Если по итогам инвентаризации расхождений не выявлено, этот факт также следует отразить в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации. С этой целью может применяться унифицированная форма N ИНВ-26

«Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»

, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26, в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учете (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации).

Протокол заседания инвентаризационной комиссии вместе с ведомостью учета результатов представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.

Инвентаризационная комиссия представляет руководителю организации протокол заседания инвентаризационной комиссии и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

К указанным документам могут прилагаться сличительные ведомости и инвентаризационные описи (акты).

После рассмотрения документов руководитель организации принимает окончательное решение, которое оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации). Обязательной частью приказа является предписание о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией.

После этого документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета следует отразить в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

В случае годовой инвентаризации указанные результаты должны быть отражены в годовой бухгалтерской отчетности (п.

5.5 Методических указаний по инвентаризации). При выявлении в результате инвентаризации имущества, которое не подлежит дальнейшему использованию в связи с моральным устареванием и (или) порчей, такое имущество подлежит списанию с учета. Также с балансового учета списывается задолженность с истекшим сроком исковой давности.

В бухгалтерском учете недостачи отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п.

4 ст. 11 Закона о бухучете). Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли (пп.

«б» п. 28 Положения по бухучету N 34н). Проводки будут такие. Проводка Операция Д 94 — К 10 (41, 43) Списана стоимость утраченного имущества Д 20 (25, 26, 44) — К 94 Списана недостача в пределах норм естественной убыли Стоимость недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н):

  1. если лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено, – взыскивается с этого лица;
  2. если лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено, – списывается в прочие расходы.

Проводка Операция Д 94 — К 01 (10, 41, 43, 50) Списана стоимость утраченного имущества Д 73 (76) — К 94 Стоимость недостач отнесена на виновных лиц Дт 50 (51, 70) — К 73 (76) Стоимость недостач взыскана с виновного лица Д 91 — К 94 Сверхнормативная недостача списана в расходы Для целей налога на прибыль стоимость приобретения недостающих МПЗ учитывается в материальных расходах в периоде выявления недостачи в пределах утвержденных норм естественной убыли ( НК РФ).

Порядок учета недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) зависит от ситуации.

Ситуация 1. Лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено.

В этом случае стоимость недостач учитывается в расходах на одну из следующих дат ( НК РФ):

  1. или признания виновным суммы ущерба (например, на дату заключения с работником соглашения о добровольном возмещении ущерба);
  2. или вступления в силу решения суда о взыскании с виновного суммы ущерба.

Одновременно в доходах надо учесть сумму ущерба, признанную виновным или присужденную судом (п. 3 ст. 250, НК РФ). Ситуация 2.

Лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено. Тогда стоимость недостач учитывается в расходах на дату составления одного из следующих документов ( НК РФ):

  1. или постановления о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;
  2. или документа компетентного органа, подтверждающего, что недостача вызвана чрезвычайным происшествием.

Например, при пожаре такими документами будут справка из органов противопожарной службы (МЧС), акт о пожаре и протокол осмотра места происшествия. Рыночная стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации, включается в бухгалтерском и налоговом учете в состав доходов по состоянию на дату, на которую проводилась инвентаризация: Рыночную стоимость такого имущества можно подтвердить одним из следующих документов:

  1. или отчетом независимого оценщика.
  2. или справкой, составленной самой организацией на основе доступной информации о ценах на такое же имущество (например, из СМИ);

Проводка в бухгалтерском учете будет такая: Проводка Операция Д 01 (10, 41, 43, 50) — К 91 Отражены излишки, выявленные при инвентаризации Автор: Бурсулая Т.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+