Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Обоснование начальной максимальной цены контракта по договорам

Обоснование начальной максимальной цены контракта по договорам

Обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК)

Автор: Юдина Ольга 17 августа 2020 Обоснование НМЦК по 44-ФЗ — это процесс определения заказчиком предельной стоимости закупки, выше которой он не сможет заключить контракт с потенциальным поставщиком. Минфин разработал новые рекомендации, которые уже совсем скоро заменят действующие. об утверждении методических рекомендаций обоснования начальной цены контракта c формулами об утверждении новых методических рекомендаций формирования начальной цены опубликовали проект приказа Минфина, который утверждает новые методические рекомендации по применению методов определения стартовой цены контракта.

Планируется, что нововведения вступят в силу, когда Минэкономразвития отменит действующие рекомендации. В целом рекомендации приведут в соответствие с законодательством.

Ключевые правила не изменятся, но есть и интересные новации.

Чтобы не ошибиться в выборе метода обоснования НМЦК, в разделе III проекта приказа прописали инструкцию для заказчика, как формируется НМЦК по 44-ФЗ по новым правилам:

  • Определите, есть ли принятые для планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок определения НМЦК по .
  • Проверьте, относятся ли закупаемые работы, услуги к регулируемым видам деятельности, для которых законодательством утверждены цены (тарифы).
  • Уточните, есть ли смета и проверьте ее на соответствие правилам законодательства о градостроительной деятельности (это правило работает для госзакупок работ на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений).

Планируют скорректировать особенности применения некоторых методов. Рассчитывать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, как и прежде, предлагают по формуле.

А если получится так, что сумма превысит лимиты бюджетных обязательств для закупки, то появится возможность пересчитать начальную стоимость по другой формуле. Это указано в п. 4.19 проекта приказа.

В разделе X проекта приказа прописали особенности расчета в закупках товаров (работ, услуг) с неизвестным объемом. С 01.07.2020 начальная цена влияет на обязанность согласовывать в ФАС заключение контракта с единственным поставщиком.

Подробнее: От величины начальной стоимости напрямую зависят ограничения, существующие при выборе процедуры определения исполнителя.

Например, если начальная максимальная стоимость по превышает 500 000 рублей, заказчик не имеет права проводить . Также цена оказывает влияние на сроки при проведении процедуры.

Например, для с начальной стоимостью более 300 млн рублей срок подачи заявок составляет не менее 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС, а при стоимости менее 300 млн рублей — не менее 7 дней. А в закупках строительных работ с НМЦК до 2 млрд срок приема предложений 7 дней, а если больше, то 15 суток.

С 01.07.2018 вступила в силу норма о сроках рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.

Так, при стоимости закупки меньше 300 млн руб. срок принятия решения о допуске к торгам не превышает 1 рабочий день. Стартовая цена влияет и на обязанность госзаказчиков по установлению . Если она не превышает 1 млн руб., госзаказчик вправе (но не обязан!) требовать от участника обеспечить предложение ().
Если она не превышает 1 млн руб., госзаказчик вправе (но не обязан!) требовать от участника обеспечить предложение ().

Эти выводы в . Определение предельной стоимости закупки — важный этап участия. Исходя из сведений, предоставленных в плане-графике и документации о закупке, делают выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере.

А в п. 1 ч. 1 ст. 30 указано, что ограничения и преимущества для СМП и СОНКО заказчики вправе установить при условии, что начальная цена госзакупки не превышает 20 млн рублей.

Расчет и обоснование НМЦК по осуществляет заказчик. Затем он вносит информацию о ценовом ограничении закупки в .

В постановлением правительства №1279 от 30.09.2019 обоснование НМЦК в плане-графике на 2021 год не предусмотрено. Обоснованной считают закупку, которая соответствует правилам нормирования и формирования НМЦК. Это указано в ч. 1 ст. 18 44-ФЗ. Составлять дополнительные документы для обоснования закупки не надо.

Составлять дополнительные документы для обоснования закупки не надо. Информация о начальной стоимости контракта должна соответствовать расчетам в документации. Реалии отличаются от планов, поэтому заказчикам приходится корректировать эту информацию и, как следствие, изменять калькуляцию.

Для расчета заказчик использует рекомендованную Минэкономразвития форму. В ней он отражает весь процесс вычисления, реквизиты подтверждающих документов, указывает дату подведения итогов и фиксирует другую необходимую информацию.

Вот примерный образец обоснования начальной (максимальной) цены для госконтракта с единственным поставщиком: по приказу №567 от 02.10.2013 Предельную цену планируемого контракта инициатор торгов обязан закрепить в плане-графике окончательно не позднее десяти дней до размещения документации о закупке в ЕИС. Основные особенности пяти процедур определения максимальной стоимости изложены в законе () и уточнены в Закон о контрактной системе выводит в приоритет обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример и подробное описание этого способа вы можете прочитать в статье . Мы подготовили статьи и о других четырех методах обоснования НМЦК по 44-ФЗ, вы можете их найти по ссылкам ниже:

  1. .
  2. ;
  3. ;
  4. ;

Одновременно с этим обоснование метода определения НМЦК устанавливается дополнительными методическими рекомендациями.

Полномочия по принятию такого рода документов принадлежат высшему исполнительному органу субъекта РФ.

Например, , распоряжение правительства Сахалинской области №117-р и др. Таким образом, заказчики вправе действовать в рамках дополнительных рекомендаций при проведении закупки для нужд субъекта РФ.

Вот пример обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен в закупках компьютерной техники: для закупок компьютерной техники В ситуации, когда невозможно применить установленные законом о контрактной системе и методическими рекомендациями варианты расчета, проводится закупка и составляется обоснование невозможности применения методов расчета НМЦК.

В ходе стоимость контракта определяет единственное предложение, которое максимально удовлетворяет потребности. Этот способ обоснования не подходит под описание ни одного из вышеперечисленных методов определения начальной цены. Например, в закупках учебной литературы, когда единственный издатель обладает исключительными правами на использование необходимой литературы в учебном процессе.

с единственным поставщиком Поделиться с друзьями Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить Материалы, которые могут вас заинтересовать Почтовая рассылка Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо Подписаться © 2020 Подписаться

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) по 44-ФЗ: методы определения, обоснование

» Автор azbukatenderov На чтение 14 мин.

Просмотров 23.9k. Опубликовано 14.04.2019 Тема определения и обоснования НМЦК очень обширна, полна нюансов и множества вопросов.

Мы ответим на них в настоящей статье.

Информация адресована заказчикам, но и поставщикам не стоит проходить мимо.

Разберемся вместе в понятии «НМЦК», для чего оно введено, какие методы определения существуют.

А также узнаем, какими нормативными документами регулируется.

Начальная (максимальная) цена контракта — как видно из названия, это высшая (максимальная) цена, которая указывается заказчиком в извещении, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке.

Она формируется при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК прописаны в ч.1 ст.22 44-ФЗ. Определение НМЦК производится заказчиком при составлении плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке.
Давайте рассмотрим разные ситуации при определении НМЦК:

  1. При завышении расчета произойдет неэффективное расходование бюджетных средств, а также цена может снизиться до состояния среднерыночной. Еще данная ситуация может говорить о том, что контракт «заточен» под своего поставщика, и заказчик разными уловками подведет к тому, что в закупке будет участвовать одна заявка;
  2. И, наконец, при корректном определении НМЦК ситуация будет благоприятной, как для заказчика, так и для поставщика, произойдет эффективное расходование денежных средств, заказчик получит качественную услугу от добросовестного поставщика.
  3. При занижении цены закупка может не состояться, т.к. очевиден убыток процедуры. Большая вероятность найти недобросовестного поставщика, который не сможет исполнить контракт по заявленной цене, либо предоставит некачественную услугу;

Извещение размещается на сайте ЕИС в сроки, приведенные ниже, в зависимости от способа закупки и размера НМЦК (таблица 1): Таблица 1 Наименование закупки НМЦК Срок размещения на сайте ЕИС Открытый конкурс в электронной форме При любом размере Не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок Электронный аукцион Более 3 млн.

руб. Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания подачи заявок 3 млн.

руб. и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок Запрос котировок в «бумажной» форме Свыше 250 тыс. руб. Не менее чем за 7 рабочих дней до даты окончания подачи заявок Не более 250 тыс. руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок Запрос котировок в электронной форме При любом размере Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок Запрос предложений в электронной форме При любом размере Не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения такого запроса Определение НМЦК регламентируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г.
руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок Запрос котировок в электронной форме При любом размере Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок Запрос предложений в электронной форме При любом размере Не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения такого запроса Определение НМЦК регламентируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г.

№ 567

«Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»

. Примечание: Указанные методические рекомендации не являются нормативно правовым актом, т.е. заказчики не обязаны ими пользоваться (см.

Письмо МЭР № Д28и-912 от 06.03.2017 г.). В качестве дополнения к Рекомендациям на уровне субъектов РФ могут быть также приняты свои рекомендации.

Методы определения и обоснования заказчиком НМЦК, а также цены контракта, заключенного с единственным поставщиком по 44-ФЗ

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  2. Проектно-сметный метод;
  3. Затратный метод.
  4. Нормативный метод;
  5. Тарифный метод;

Этот метод является самым распространенным и применяется в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при сравнении рыночных цен идентичных товаров, работ, услуг, которые планируется выставить на торги, или при отсутствии подобных товаров, работ, услуг.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) сведения о стоимости должны быть получены путем сопоставления с условиями будущей закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг. При указанном методе заказчик вправе применять обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг согласно различиям в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг. В целях применения данного метода могут использоваться:

  1. сведения, полученные по итогам размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС.
  2. информация о ценах, полученная по запросу заказчика у поставщиков, производящих поставки идентичных товаров, работ, услуг, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг;
  3. общедоступные сведения о рыночных ценах товаров, работ, услуг;

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является самым распространенным при определении и обосновании НМЦК.

Заказчик может направить поставщику запрос на предоставление ценовой информации.

Также данная информация размещается в ЕИС или печатных изданиях.

В целях выявления однородности совокупности цен рекомендуется использовать коэффициент вариации, который определяется по формуле (рисунок 1): НМЦК данным методом определяется по формуле (рисунок 2): Состав запроса поставщику на предоставление информации о цене:

  1. описание объекта закупки с указанием единиц измерения, количества товара, объема работы;
  2. сроки предоставления ценовой информации;
  3. список сведений для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком;
  4. информация о том, что сбор информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика;
  5. указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены. Это делается, чтобы не возникло намеренное завышение или занижение суммы.
  6. условия исполнения контракта, а также порядок поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества;

Какую информацию заказчик не вправе использовать при определении НМЦК?

  1. полученную из анонимных источников;
  2. информацию, полученную путем запроса и несоответствующую требованиям к содержанию документации, установленным заказчиком;
  3. представленную лицами, включенными в РНП;
  4. не содержащую расчет цен.

Рекомендации по корректировке цены в зависимости от вида закупок: — конкурс — увеличение не более чем на 10%; — аукцион — увеличение не более чем на 13%; — запрос котировок, запрос предложений — увеличение не более чем на 17%; — закупка у единственного поставщика — цена не корректируется.

Рекомендации заказчику при использовании метода сопоставимых рыночных цен:

  1. Изучить рынок для определения товаров, работ, услуг, соответствующих описанию объекта закупки;
  2. Направить запрос поставщику о предоставлении ценовой информации. В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации. Ниже приведена рекомендуемая форма обоснования, которая включает в себя наименование предмета контракта, основные характеристики объекта закупки, метод определения НМЦК с обоснованием, расчет, а также дата подготовки обоснования и подписи уполномоченных лиц (рисунок 3).
  3. Определить товары, работы, услуги, идентичные объекту закупки, при их отсутствии – однородные ТРУ;
  1. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК;
  2. Разместить запрос в ЕИС;
  3. Провести в случае необходимости корректировку цен;
  4. Проверить однородность ценовой информации.
  5. Провести мониторинг общедоступной ценовой информации.
  6. Произвести поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками ранее;

Суть нормативного метода состоит в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, руководствуясь требованиями ст. 19 44-ФЗ, если такие требования устанавливают предельные значения цен товаров, работ, услуг.

При определении НМЦК данным методом используется информация о предельных ценах, размещенная в ЕИС.

Нормативный метод можно использовать вместе с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного по формуле согласно п.4.2 Рекомендаций. Определить НМЦК данным методом можно по формуле, приведенной ниже (рисунок 4): Данный метод используется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат регулированию государством или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым тарифам.

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам, не ниже которых в соответствии с законодательством РФ осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг. Формула для определения НМЦК тарифным методом (рисунок 5): Данный метод заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на:

  1. текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
  2. строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными исполнительной властью, осуществляющей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области строительства, или органом исполнительной власти субъекта РФ;
  3. работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании проектной документации и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в сфере государственной охраны объектов культурного наследия;

Этот метод вступает в силу, когда невозможно использовать названные методы, либо нужно их дополнить.

Суть метода состоит в определении НМЦК, как суммы произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли.

При этом учитываются обычные (прямые и косвенные) затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты. Сведения об обычной прибыли для определенной сферы деятельности получает заказчик путем анализа контрактов, расположенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Если вышеназванные методы для определения и обоснования НМЦК применить невозможно, то заказчик использует иные методы.

Но в этом случае он должен сформировать обоснование невозможности применения указанных методов. В настоящее время существует проект «Контрактная система в действии».

В целях его реализации Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) предоставляет заказчикам бесплатный интернет-сервис: . Эта программа значительно облегчит подготовку к торгам.

Калькулятор предназначен для расчета цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с Методическими рекомендациями.

С помощью сервиса можно рассчитать коэффициент вариации, среднее квадратичное отклонение.

Также он дает цены прошлых периодов к текущему уровню цен и производит корректировку цены в зависимости от способа закупки, явившейся источником информации о цене.

По итогу предоставляется услуга скачивания обоснования НМЦК по форме, рекомендуемой Минэкономразвития РФ, а также таблицы расчета с полученными данными. Таблица расчета на сайте НАИЗ выглядит следующим образом: Таблица 2.

№ Цена 1 Цена 2 Цена 3 Цена 4 Цена 5 Количество Средняя арифметическая цена Среднее квадратичное отклонение Коэффициент вариации цен (не должен превышать 33 %) Расчет НМЦК 1. 2. 3. Далее рассмотрим, какие товары, работы, услуги относятся к идентичным, а какие к однородным. Идентичными товарами, работами, услугами являются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характеристики.

Идентичными товарами, работами, услугами являются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характеристики. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация.

К однородным товарам относятся товары, которые, не являясь идентичными, имеют схожие характеристики и состоят из схожих компонентов.

Это позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Однородными работами, услугами являются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют схожие характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми.

При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг считаются сопоставимыми в том случае, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие итоги или эти различия могут быть учтены с использованием необходимых корректировок таких условий. Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Производится согласно методическим рекомендациям, описанных в ч.20 ст.22 44-ФЗ.

Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК:

  1. информация о рыночной стоимости предмета оценки согласно законодательству РФ или законодательству иностранных государств;
  2. информация о котировках на российских и иностранных биржах;
  3. информация о ценах, содержащаяся в официальных источниках уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, а также в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  4. информация, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, являющихся публичными офертами;
  5. информация о ценах, содержащаяся в контрактах, которые выполнены и к ним не применялись неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением;
  6. данные государственной статистики о ценах;
  7. информация о котировках на ЭТП;
  8. информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты анализа рынка, проведенного по инициативе заказчика и на основании контракта.

Правительство Российской Федерации оставило за собой право установления полного списка источников информации, которые могут применяться для определения НМЦК.

Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы устанавливаются методические рекомендации по применению методов определения НМЦК.

В качестве дополнения к методическим рекомендациям, указанным в ч.20 ст.22 44-ФЗ, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения НМЦК согласно ч.12 ст.22 44-ФЗ.

  1. Особенности определения НМЦК при выполнении работ, связанных с перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 216-ФЗ описывает право Правительства РФ определить сферы деятельности, в которых устанавливается порядок определения НМЦК. Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» могут устанавливать порядок определения НМЦК согласно данному закону.
  3. Особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при приобретении жилых помещений, относящихся к стандартному жилью, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
  4. Особенности определения НМЦК при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
  5. До установления условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью под стандартным жильем понимается жилье, соответствующее условиям отнесения его к жилью экономического класса (№ 506-ФЗ от 31.12.2017 г.).

Обоснованием начальной (максимальной) цены контракта называется документ с расчетом, к которому прикладывается информация и документы, являющиеся основанием выполнения такого расчета.

В данном документе не указываются наименования поставщиков, представивших информацию.

Обоснование подлежит размещению в сети «Интернет». Оригиналы, использованных при определении, обосновании НМЦК документов (скриншоты, изображения страниц сайтов), нужно сохранять с документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями 44-ФЗ.

Для образца мы взяли на сайте ЕИС конкретное обоснование НМЦК закупки производимой в Краснодарском крае (рисунок 6).

Содержание образца:

  1. Наименование закупки (Выполнение работ по обслуживанию фонтанов);
  2. Номер раздела и его наименование (Раздел 6. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (лота));
  3. Документ утвержден уполномоченным лицом (в конкретном случае это глава сельского поселения);
  4. Обоснование выбранного метода (ссылка на ст. 22 44-ФЗ).
  5. Используемый метод определения начальной (максимальной) цены контракта: проектно-сметный метод;

Дальше приведен Раздел I. Сметная стоимость в текущих ценах, где приводится наименование затрат и их стоимость согласно сметной документации в текущих ценах (рисунок 7): В Разделе II.

Начальная (максимальная) цена указано значение НДС, а также сумма контракта с учетом НДС.

В самом низу документа указаны фамилии уполномоченных лиц, составивших и проверивших его. В нашем случае это инженер и главный инженер организации (рисунок 8).

На этом наша статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы, задавайте их ниже в комментариях.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+