Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Правосознание подростков в системе правосознания общества

Правосознание подростков в системе правосознания общества

Формирование правосознания подростков средствами социально-гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Е. Н. Катышева (Сочи) ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В статье предлагается модель обучения социально-гуманитарным дисциплинам, ориентированного на формирование правосознания подростков.

Дается описание содержания, этапов и процедурных характеристик модели. Автор рассматривает процесс обучения как возможность профилактики правонарушений несовершеннолетних Первые элементы правовой культуры человек осваивает в самом раннем возрасте, приобретая навыки поведения, представления из сказок, в ролевых играх, формируя хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни [5]. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходит интенсивное обогащение и развитие правосознания.

Обоснуем необходимость формирования правосознания именно в подростковом возрасте, проанализировав характеристики данного этапа жизни человека. Стержневой особенностью личности в подростковом возрасте выступает чувство взрослости — специфическое новообразование самосознания, его структурный центр. Это чувство у подростков выражает их новую жизненную позицию по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание их социальной активности, проявляющейся в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.

Работа с подростками показывает их высокую сензитивность к общению и взаимодействию с системой прав и обязанностей. Подростки уже способны понять и принять значение выбора как элемента современной культуры, когда они сами свободно и ответственно делают этот выбор [4, с.

418]. Особое значение и смысл обретают для подростков обязанности и права, которые существуют в социальном пространстве отношений взрослых и отдельно — в подростковой субкультуре. Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает подростков во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей.

Отроков в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками, общение с ними, а не сама учебная деятельность [4, с. 416]. Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова и др.

склонны даже выделять общение в особую сферу жизни подростков, считая, что общение существует как специфическая деятельность, в которой происходит реализация чувства взрослости, усвоение социально-моральных норм отношений [3, с. 95]. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника.

95]. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника.

В отличие от младших школьников подростки уже обладают багажом знаний и жизненного опыта, позволяющим осуществлять рефлексию, обобщение и соотнесение его с существующими теориями, а затем применять полученные знания на практике [6, с. 81]. Правовые представления и нравственные понятия подростков, формирующиеся под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улиц, неблаговидных поступков взрослых могут быть ошибочными, искаженными. Неправильно разбираясь во многих моральных понятиях, неверно понимая и оценивая отдельные качества личности, стремясь к независимости и самостоятельности, неумело пытаясь проявить свою волю, некоторые подростки иногда могут намеренно развивать у себя те качества, которые объективно являются отрицательными, и изживать положительные [3, с.

86-88]. Подростковый возраст недаром называют «трудным». Большинство преступлений и правонарушений, совершенных подростками, имеет возрастную мотивационную специфику: эти деяния совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам [1]. Психологическая ломка переходного возраста, не-сформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность — такова поведенческая основа данного возрастного этапа.

Перечисленные характеристики подросткового периода составляют ряд причин, обуславливающих необходимость формирования правосознания именно в этом возрасте: 1) готовность подростка к активному усвоению правовых ценностей и норм, стандартов законопослушного поведения; 2) актуальность для подростков данной сферы общественной культуры, обладающей потенциалом вхождения в сферу личностных интересов; 3) опасность развития деформаций правосознания в случае отсутствия целенаправленной работы по его формированию.

Теперь перейдем к описанию того, каким образом необходимо организовывать процесс обучения социально-гуманитарным дисциплинам, чтобы он обеспечивал формирование высокого уровня правосознания подростков.

Изучение основ социально-гуманитарных наук играет особую роль в процессе усвоения подростками образцов поведения, социальных норм и ценностей.

Содержание таких учебных дисциплин, как обществознание, история, литература, граждановедение и основы правовых знаний, обладает высоким потенциалом для формирования правовой культуры подростков. Однако зачастую оказывается, что знания учащихся неглубоки, обрывочны, «мертвы» — носят формальный характер и не преобразованы в субъективные ценности, не выступают действительными регуляторами поведения, подростки не умеют сопрягать правовые знания с практикой жизненных ситуаций, в их сознании не складывается единой системы понятий, формируются искаженные и ложные представления. Согласно мнению координатора гражданского образования в Санкт-Петербурге Н.

И. Элиасберг [7, с. 12], предлагаемый для 8-9 классов образовательный стандарт по обществоведению явно недостаточно учитывает социальные потребности выпускников основной школы, перегружен понятийным аппаратом, что может на практике сделать курс обществоведения академичным, излишне теоретизиро-ванным, оторванным от реалий жизни.

Разработчики «Концепции образовательной области «Обществознание» — рабочая группа под руководством Л.Н.

Боголюбова [2, с. 188] — полагают, что нужно усилить материал, направленный на профилактику опасных для общества и личности явлений, в частности преступности. Мы предлагаем модель обучения социальногуманитарным дисциплинам, целью которой является формирование высокого уровня правосознания подростков.

На пути достижения ге- неральной цели можно выделить три этапа: ди-агностико-мотивационный, практико-ориенти-рованный и самопроектный. Подготовительная работа педагога при реализации данной модели заключается в отборе и структурировании содержания обучения социально-гуманитарным дисциплинам. При этом необходимо обеспечивать направленность учебного материала на актуальные для подростков проблемы и явления, на разрешение жизненных ситуаций, в которых подросткам наиболее свойственны нарушения различных правовых предписаний.

Целью первого — диагностико-мотивацион-ного — этапа является определение уровня сформированности правосознания подростков и формирование мотивации к овладению правовыми знаниями и умениями. Задачи первого этапа: — диагностика правосознания, имеющегося социального опыта и актуальных интересов подростков в правовой сфере; — демонстрация значимости правовых знаний и умений, раскрытие личностных и социальных целей овладения правовыми знаниями; — актуализация и систематизация имеющихся правовых знаний с опорой на жизненный опыт. Диагностика правосознания осуществляется при помощи анкетирования подростков и учителей.

Анкетирование подростков дает возможность выявить знания учащихся и умения ими пользоваться; систему оценок и мнений по правовым вопросам, т.е. оценочных отношений к праву, практике его исполнения и применения; а также правовые установки, организуемые в систему ценностных ориентаций.

Обсуждение итогов диагностики правосознания учащихся заканчивается постановкой целей. При этом также отчасти решается задача мотивации: некоторые вопросы анкеты дают подросткам возможность задуматься о себе, своих качествах, своем поведении, о том, как оценивают их окружающие; формируется познавательный интерес учащихся к вопросам права. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Цель второго — практико-ориентированного — этапа — формирование правовых знаний и умений применять их на практике. На данном этапе решаются задачи: — создание условий для овладения учащимися базовыми правовыми знаниями, для понимания подростками сущности правовых явлений, типичных противоречий и коллизий в сфере права, в том числе на примере конкретных жизненных ситуаций, свойственных данному возрасту; — формирование умений применять усвоенные правовые знания в различных практических ситуациях; расширение спектра социальных ролей, связанных с умением ориентироваться в правовых ситуациях, осуществлять выбор вариантов законопослушного поведения в моделируемых ситуациях; — формирование положительного отношения к законопослушному поведению. Подросткам очень важно «проигрывать», «проживать» те поведенческие модели, которые они уже освоили на когнитивном и эмоциональном уровне, но не могут еще использовать в реальных жизненных обстоятельствах.

Поэтому на данном этапе целесообразно применение метода кейсов, позволяющего установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения. Активное законопослушное поведение и готовность к нему зиждутся не только на знании и понимании права, но и на принятии правовых норм, положительном отношении к ним, поэтому формированию положительных правовых чувств в процессе усвоения знаний также уделяется внимание. Это предполагает разработку и применение дидактического инструментария, способствующего возникновению и многократному подтверждению положительных переживаний по поводу соблюдения правовых норм, вследствие чего соответствующие правовые чувства закрепляются в психике подростка, становясь частью его личности.

Третий — самопроектный — этап в качестве цели предполагает формирование у подростков готовности осуществлять самопроектирование законопослушного поведения (в моделируемых ситуациях). В число задач этапа входят: — формирование умений осуществлять рефлексию, самодиагностику, самоанализ и самооценку своего поведения в моделируемых правовых ситуациях; — формирование умений составлять программы развития себя как участника правовых отношений, проектировать свое поведение сообразно правовым нормам.
В число задач этапа входят: — формирование умений осуществлять рефлексию, самодиагностику, самоанализ и самооценку своего поведения в моделируемых правовых ситуациях; — формирование умений составлять программы развития себя как участника правовых отношений, проектировать свое поведение сообразно правовым нормам. На данном этапе используются приемы организации индивидуальной, парной и групповой работы.

В ходе совместной деятельности подростков по освоению законопослушного поведения и упражнению в нем в рамках разыгрываемых правовых ситуаций складываются предметно-рефлекторные отношения. В этом сложном процессе даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение подростков: сам подросток, каков он есть в действительности; подросток, каким он видит самого себя; подросток, каким он видится другим, и те же самые три позиции, но со стороны другого подростка. При этом у учащихся формируется умение выражать свою точку зрения и понимать точку зрения других, развиваются навыки партнерства, формируется готовность к сотрудничеству.

Реализация данных этапов осуществляется в течение учебного года, на следующий учебный год цикл этапов повторяется. С каждым новым учебным годом расширяется освоение содержания образования (согласно учебным планам) и усложняются методы работы, применяемые педагогами. Использование богатого потенциала процесса обучения социально-гуманитарным дисциплинам расширяет возможности общеобразовательных учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, традиционно являвшейся прерогативой таких школьных работников, как социальные педагоги, классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, педагоги-психологи, а также привлекаемых в школу специалистов подразделений по делам несовершеннолетних и т.д.

Мы полагаем, что результатом такого подхода к организации обучения социально-гуманитарным дисциплинам будет высокий уровень правосознания подростков, выражающийся не в знании правовых норм, не в определенных чувствах по поводу тех или иных правовых явлений, а в слившихся воедино знаниях и чувствах, образовавших убеждение и субъективную уверенность в истинности и разумности приобретенных знаний, готовности действовать в соответствии с требованиями правовых предписаний. Литература 1. Еникеев М. И. Общая, социальная и юридическая психология. -СПб., 2003. — 752 с. 2. Концепция образовательной области «Обществознание» (история, обществоведение, география, экономика) // Настольная книга учителя обществознания : справочно-методическое пособие / Сост.

Т. И. Тюляева. — М.: Астрель ; АсТ, 2000.

— С.183-196. 3. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1972. — 255 с. 4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 431 с. 5. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования.

— 431 с. 5. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования.

// Методология и методы социальной психологии. — М., 1981. — С.201-214. 6. Соболева О. Б. Использование личного социального опыта старшеклассников при обучении обществознанию : дис.

. канд. пед. наук. — СПб., 2004. — 220 с. 7. Элиасберг Н. И. Петербургская модель гражданско-правового образования // Право в школе. — 2004. — №3. — С.10-12.

Правосознание как элемент правовой культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 37.0 35 ББК Ч420.052.6 ГСНТИ 14.25.01 Код ВАК 13.00.01 Е.

М. Гавриш Москва ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: правовая культура; правосознание школьников; правовая компетентность школьников; правовое воспитание школьников; правовое просвещение школьников. АННОТАЦИЯ. Рассматриваются основные компоненты и факторы формирования правосознания школьников.

Категория «правосознание школьников» представляется как одна из основных составляющих правовой культуры учащихся. Е. М. Ga’vrish Moscow FEELING FOR LAW AND ORDER AS AN ELEMENT OF LEGAL CULTURE OF A SCHOOLCHILD feeling for law and order; legal competence of schoolchildren; legal upbringing at school; KEY WORDS: legal culture : legal education at school. ABSTRACT. The author of the article analyses general problems of the structure and the contents of the concept “legal culture of a schoolchild”.

The author represents variants of practical application of methods of work on formation of legal culture of the pupil.

As an element of legal culture the phenomenon of feeling for law and order is regarded.

The author analyses the peculiarities of feeling for law and order development and development of legal culture in the school environment.

Анализ понятия «правовая культура» позволяет рассматривать его как способность человека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти свое место в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения и ответственности за принятое решение и за последствия его реализации [5. С. 55]. В структуре данного понятия выделяется система взглядов и убеждений, нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества и исполнение правовых норм [3. С. 71]. Правовая культура школьника включает и правовые знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека.

Круг субъектов правовой культуры достаточно обширен.

Необходимо различать правовую культуру всего населения, больших и малых социальных групп, отдельных индивидов.

На основании тех или иных социальных ролей, присущих личности, правовая культура предстает как правовая культура покупателей, пассажиров, руководителей и т.

д. Правовая культура школьника, являясь сложным интегративным понятием, по нашему мнению, включает в себя не только идентификацию уровня собственного правосознания и правопсихологическую направленность личности, но и усвоение основ правовой ювенологии, девиантологии, виктимоло-гии, интериоризацию норм права, а также реализацию паттернов правомерного поведения.
д. Правовая культура школьника, являясь сложным интегративным понятием, по нашему мнению, включает в себя не только идентификацию уровня собственного правосознания и правопсихологическую направленность личности, но и усвоение основ правовой ювенологии, девиантологии, виктимоло-гии, интериоризацию норм права, а также реализацию паттернов правомерного поведения.

В отличие от приводившихся в литературе определений правовой культуры, с учетом специфики правосубъектности правовая культура несовершеннолетних определяется нами как разновидность культуры общества, представляющая собой меру освоения и практического использования ими правовых ценностей, воспринимаемых в порядке преемственности путем правого обучения и воспитания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему. Правосознание есть важнейшая форма духовного освоения мира.

Как интегральный феномен, играющий роль важнейшего источника правотворчества и зна- чимого фактора правоприменения, оно отвечает за возможности соизмерять правовую действительность с назревшими общественными потребностями.

В этом заключается практическая сторона содержания правосознания.

Правосознание школьников, являясь одной из форм общественного сознания и составным элементом правовой культуры, представляет собой совокупность взглядов, убеждений, настроений, эмоций, понимания ее роли в развитии общества. Многолетний опыт практической деятельности в школе позволяет нам заключить, что правосознание учащихся необходимо целенаправленно формировать. Формирование правосознания школьников представляет собой детерминированное воздействие объективных факторов, а также целенаправленной правовоспитательной деятельности, в процессе которой происходит усвоение несовершеннолетними правовых ценностей, знаний, умений, норм поведения в сфере права [4.

С. 12]. Важной целью формирования правосознания мы называем и достижение правовой компетентности несовершеннолетних как способности и возможности в соответствии с имеющимся уровнем правовой образованности использовать полученные правовые знания в жизни для самостоятельного решения правовых проблем.

Поэтому уже в начальной школе необходимо организовывать целенаправленное систематическое постепенное «погружение» учащихся в правовые нормы и предоставлять возможности их практического применения. Сегодняшние подростки имеют представления об основных законах, положениях, нормах поведения, но современная действительность показывает, что на практике эти представления не совсем однозначны. Так, от школьников часто можно услышать: «Это мое право», «Вы нарушаете мои права!» или «Какое вы имеете право?», что в некоторой степени отражает уровень владения правовыми знаниями.

Но о правах тех, кто находится рядом с ними — одноклассников, педагогов, родителей и др., школьники по-прежнему задумываются не всегда. Невыполнение собственных обязанностей © Гавриш Е.

М., 2012 школьниками — субъектами образовательного процесса — сегодня также остается актуальной проблемой. Элементами системы, формирующей правовое сознание и поведение личности, являются социальная среда, личность с ее индивидуальными качествами и особенностями, определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или социальная группа стремится передать своим членам.

Все это формирует преимущественно позитивное правосознание. Однако отдельные элементы социальной среды могут способствовать при определенных условиях формированию и антиобщественного правового сознания [1. С. 18]. При этом длительность периода становления правосознания определяется многочисленными факторами как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая непосредственно окружает школьника, преломляясь через конкретные условия жизни и психологические особенности учащихся [2.

С. 18]. При этом длительность периода становления правосознания определяется многочисленными факторами как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая непосредственно окружает школьника, преломляясь через конкретные условия жизни и психологические особенности учащихся [2.

С. 39]. Образовательная среда школы не может решить всех проблем становления правосознания учащихся, поскольку полноценными участниками этого важного процесса выступают государство, общество, социальная микросреда и т. д. Влияние индивидуальной совокупности субъектов не всегда в лучшую сторону корректирует правосознание школьников.

Таким образом, определяющим для формирования и становления правосознания школьников мы называем взаимосвязь учащихся с социальной средой. Она осуществляется в образовательно-правовой среде как совокупности условий (позитивных, негативных) и образовательных отношений, предполагающих правовое опосредование.

Мы на практике убедились, что в жизни школьников эта взаимосвязь часто носит негативный характер и потому требует максимального внимания социального педагога и учителей-предметников, постоянного контроля со стороны всего педагогического коллектива. При целенаправленном формировании индивидуального правосознания школьника большое значение имеет правовое воспитание. Оно одновременно является важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения несовершеннолетних.

Правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки правомерного поведения. Цель правового воспитания несовершеннолетних заключается именно в формировании их правосознания, в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.

Достижение этой цели осуществляется путем: а) усвоения школьниками определенной суммы знаний о правовых нормах; б) организованного правового просвещения во внеклассной и внешкольной работе; в) активного участия в правоохранительной деятельности в школе и по месту жительства; г) повышения правовой культуры педагогов и родителей. Исследователями (В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, Е. В. Змановская) выделяются следующие требования к организации правового воспитания школьников: iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . — наличие системного и дифференцированного подхода к учащимся; — стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации; — активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний; — связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков; — обеспечение сознательного усвоения правовых знаний; — учет психологических особенностей школьников. Основой правового воспитания учащихся, в свою очередь, должно стать правовое просвещение.

Правовые знания содействуют правильному пониманию школьниками общественных явлений, способствуют развитию их социальной активности, дают возможность ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты, личных прав и интересов.

Правовое просвещение школьников способствует образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование понятийного аппарата — одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только так можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний.

Способность адекватно и объективно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности. Содержание правового просвещения несовершеннолетних должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства.

Именно на основе их содержания следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов, положений. Кроме того, существует ряд подзаконных актов (устав школы, правила для учащихся, правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, правила дорожного движения, правила купания и поведения у водоемов, правила техники безопасности во время работы, правила обращения со взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами и пр.), знакомство с которыми для школьников обязательно.

Основными формами правового просвещения учащихся могут быть: лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются фактами правовой действительности; беседы на правовые темы; использование кино, телевидения; проведение тематических вечеров, диспутов, предметом которых может быть та или иная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, позволяющих не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журналь- ных статей, специальная литература, видео-, аудиозаписи и т.

д.). Проблемы правового воспитания, правого просвещения — факторов, влияющих на формирование правосознания школьников, в настоящее время находятся в числе актуальных, они носят не только научно-теоретический, но и практический характер и требуют глубокого научного исследования.

ЛИТЕРАТУРА 1. БАШКАТОВ И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп.

М. : Юрист, 2000. 2. БЕЛИЧЕВА С.

А. Основы превентивной психологии. М. : Просвещение, 1993. 3. НИКИТИНА О.

А. Технология формирования правовой культуры студентов // Тезисы Российской научно- методической конференции / РГПУ им. С. Есенина. Рязань, 2005. 4. ПЕВЦОВА Е.

А. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи : дис. . д-ра юрид. наук : 12.00.01.

М., 2006. 5. СОЛОМЕНКО Л. Д. Формирование правовой культуры учащихся.

Внимание: опыт // Практика административной работы в школе.

2003. № 3. 6. ХАДАЕВ О. К. Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве. Я и мои права // Единый день правовых знаний : метод. рекомендации. М. : Центр «Школьная книга», 2009.

7. ОРЛОВА Н. А. Турнир знатоков права (для учащихся 6—7 классов) // Единый день правовых знаний : метод.

рекомендации. М. : Центр «Школьная книга», 2009. Поскольку среди множества предлагаемых вариантов формирования правосознания как части правовой культуры школьников не существует единственного на все случаи жизни, оптимального для любого образовательного учреждения, постольку следует вырабатывать свой вариант с опорой на положительные и полезные исследования в этой области.

Статью рекомендует канд. пед.

наук, доц. И. А. Ахьямова

Особенности формирования правосознания учащейся молодежи в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 316 Жидяева Елена Сергеевна кандидат социологических наук, доцент кафедры технологий сервиса и деловых коммуникаций Академии маркетинга и социально-информационных технологий — ИМСИТ Самыгин Петр Сергеевич доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» Самыгин Сергей Иванович доктор социологических наук, профессор Российского государственного экономического университета (РИНХ) Особенности формирования ПРАВОСОЗНАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Elena S. Zhidyaeva candidate of sociological Sciences, associate professor of technologies of service and business communications.

Academy of Marketing and Social and Information Technologies — IMSIT Petr S. Samygin Doctor of sociological Sciences, docent, professor at the Department of theory and history of state and law. Rostov State Economic University «RINH» Sergei I.

Samygin Doctor of sociological Sciences, full professor. Russian State Economic University (RINH) darya The peculiarities of FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE STUDENTS IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY Аннотация.

В статье рассматриваются особенности процесса формирования правосознания учащейся молодежи в современном российском обществе, анализируются когнитивно-познавательный, эмоционально-ценностный и деятельностно-практический компоненты правового сознания представителей рассматриваемой социально-демографической группы.

Особое внимание акцентируется на выявлении специфики отношения молодого поколения к закону, выступающего в качестве индикатора, отражающего уровень развития правосознания молодежи.

Авторы указывают на необходимость усиления воспитательного воздействия на молодежь в направлении формирования позитивного отношения к закону, устойчивых ориентаций на правомерное поведение.

Ключевые слова: молодежь, учащаяся молодежь, социализация, правовая социализация, правосознание, правовое поведение. Annotation. The article considers the peculiarities of the process of formation of legal consciousness of the students in the modern Russian society, examines cognitive, educational, emotional, axiological, active and practical components of the legal consciousness of the representatives of the considered socio-demographic groups.

Identifying the specific of attitude of the young generation to the law as an indicator reflecting the level of development of legal consciousness of the youth is specifically emphasized in the article.

The authors point to the necessity to strengthen the educational impact on young people in the direction of formation of positive attitude to the law, sustainable orientations on good behavior.

Keywords: youth, students, socialization, legal socialization, legal consciousness, legal behavior.

Исследование процессов формирования правового сознания различных социальных групп в российском обществе относится к числу наиболее актуальных направлений в современной социологии права, что объясняется тем, что именно от характера общественногоправосозна-ния зависит успешная реализация одной из важ- нейших стратегических целей реформирования правовой системы российского общества, связанной с формированием правового государства. В ходе радикальных преобразований основ российской правовой системы в постсоветский период так называемая институциональная основа правового государства была сформирована 69 и зафиксирована в текстах базовых нормативноправовых актов, однако подобных институциональных преобразований, как показал опыт российских реформ, недостаточно для достижения указанной цели, предполагающей становление подлинного правового государства: для этого необходимы существенные изменения в сфере общественного правосознания, предусматривающие формирование устойчивых установок правомерного поведения. Как справедливо отмечает И. В.

Клочко, многие системные преобразования в области государственного и правового строительства, которые проводились в нашей стране в течение последних десятилетий, не достигали поставленных целей именно по той причине, что они осуществлялись без учета состояния правосознания населения. С точки зрения данной исследовательницы, перспективы преодоления негативных явлений, характерных для правовой сферы жизни российского общества, во многом детерминированы состоянием правового сознания представителей молодежи как особой социальнодемографической группы в российском обществе и динамикой развития основных компонентов ее правосознания в ближайшем будущем [1, с.

131]. Для формирования нового поколения российских граждан, способных отстаивать свои права и свободы, а также права и свободы других лиц способами, предусмотренными законом, необходимо осознание молодыми людьми сущности и значения права как основополагающего регулятора общественных отношений, что составляет ядро правового сознания личности.

Особенно важное значение для успешной модернизации правовой системы страны, становления подлинного правового государства имеет правосознание учащейся молодежи как особой социальной группы, проходящей обучение в образовательных учреждениях различного уровня, которое в идеале также должно быть направлено на формирование высокого правосознания обучающихся. В состав учащейся молодежи входят и представители современного российского студенчества, которые потенциально являются интеллектуальной элитой будущей России, вследствие чего формирование правовых ценностей и установок студентов приобретает особую значимость.

В то же время, по меткому замечанию П.С.

Самыгина, степень проявленности различных деформаций в структуре правового сознания представителей учащейся молодежи может служить косвенным индикатором масштабов социализационных отклонений в среде тех категорий отечественной молодежи, которые находятся вне воспитательного воздействия образовательных учреждений [2, с. 5]. Выступая в качестве составляющей базовой культуры личности, правовое сознание характеризует особенности ее правовых знаний, понимания смысла правовых норм, качество правовых установок, которые реализуются индивидом в рамках различных направлений его деятельности; ценности правового сознания конкретного человека отражаются в его поведении, определяя степень правомерности последнего, готовность соблюдать предписания правовых норм и отстаивать права и свободы предусмотренными законом способами.

Рекомендуем прочесть:  Епд долговой оплачен и не оплачен

В специальных исследованиях в структуре правосознания, как правило, выделяют когнитивнопознавательный, эмоционально-ценностный и дея-тельностно-праетический компоненты.

Первый из этих компонентов, когнитивно-познавательный, включает правовое мышление индивида, его правовые взгляды и убеждения, второй — правовые чувства, ценности и ориентации, а третий — соответственно, правовые установки, привычки и навыки правового поведения, которое может быть правомерным или противоправным, его мотивацию. В стандартной схеме, описанной И .В. Клочко, правовое сознание формируется на основе правовых знаний, образующихся с помощью правового мышления и становящихся под влиянием чувств, настроений, эмоций человека его правовыми убеждениями, соответствующим мировоззрением, на основе которого формируются ценностные ориентации личности в сфере права, которые, в свою очередь, определяют характер и направленность его правового поведения [1, с.132].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Правосознание молодежи как особой социальнодемографической группы имеет свою специфику, которая связана с тем обстоятельством, что молодежь является

«не ставшим, а становящимся субъектом правовых отношений»

, вследствие чего, как указывает Е.А.

Певцова, ее правовое сознание определяется свойствами, отражающими процесс становления. Данная особенность молодежного правосознания проявляется как в его структуре, так и в степени зрелости и устойчивости образующих правовое сознание компонентов. С точки зрения указанной исследовательницы, групповое и индивидуальное правосознание молодежи отличается разрывом между теоретическими представлениями и практическим опытом, противоречиями в мотивационной сфере и другими специфическими чертами, которые в комплексе характеризуют правовое сознание молодежи как недостаточно зрелое.

Наряду с этим, специфика молодежного правосознания детерминируется также и особенностями ее социального положения, присущими ему неустойчивостью и маргинальностью. Указанные характеристики социального положения молодежи определяют лабильный характер ее правового сознания, отражаются на особенностях взаимодействия молодых людей с правоохранительными органами, определяя конфликтность последнего. В целом правовое со-знаниемолодежи, в соответствии с определением, сформулированным Е.А.

Певцовой, представляет собой способность отражения теоретических идей, знаний, норм, представлений о сущности, принципах права, законности, правопорядка, а также реальных процессов в правовой сфере, усвоения и закрепления их в ценностно-нормативной системе правового регулирования жизнедеятельности данной социальной группы как становящегося субъекта воспроизводства правовых отношений [3, с.

71]. В качестве основного средства развития правосознания учащейся молодежи традиционно принято рассматривать правовое воспитание, выступающее в качестве процесса целенаправленного и системного воздействия на обучающихся, 70 направленного на формирование основополагающих компонентов правового сознания: определенного объема правовых знаний, ценностных ориентаций и установок в сфере права, соответствующих интересам и потребностям общества и государства, уважительного отношения к законам и другим элементам правовой системы, умений отстаивать свои права и свободы законными способами, навыков правомерного поведения. В то же время, по справедливому замечанию ВИ. Чупрова и Ю.А. Зубок, взросление молодого человека лишь до определенной степени регламентируется воспитательными воздействиями: многие факторы социализации, в том числе и социализации в сфере права, действуют спонтанно, поэтому в значительной мере освоение опыта происходит стихийно.

Процесс социализации, с точки зрения данных исследователей, включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование [4, с.118-119].

Данное утверждение, на наш взгляд, вполне применимо и по отношению к правовой социализации учащейся молодежи. Необходимо отметить, что в течение последних лет политика российского государства характеризовалась стремлением усилить направленное воспитательное воздействие на молодежь, что нашло отражение, в том числе, и в государственных образовательных стандартах, составляющих нормативно-правовую основу целенаправленной работы по правовому воспитанию представителей учащейся молодежи.

Однако в настоящее время, как показывают результаты специальных исследований, правовое образование в учебных заведениях различного уровня направлено в первую очередь на формирование правовых знаний как компонента правосознания учащейся молодежи, в то время как на другие компоненты правового сознания, эмоциональноценностный и деятельностно-практический, учебный процесс значительного воздействия не оказывает [5, с.66].

С одной стороны, очевидно, что знания как таковые выступают в качестве необходимой предпосылки любой, в том числе и правовой формы сознания (как пишет по этому поводу А.С.

Гречин,

«нельзя осознавать того, чего мы не знаем, быть убежденным в чем-то неизвестном»

).

В то же время, с другой стороны, по мнению Гречина, знание закона еще не является его осознанием: показателем высокого уровня правосознания может служить наличие в сознании человека убежденности в справедливости закона, внутренней потребности к соблюдению его предписаний [6, с. 24]. На практике довольно часто встречаются случаи, когда высокий уровень правовых знаний конкретного человека сопровождается игнорированием предписаний закона со стороны последнего, совершением данным лицом тех или иных противоправных деяний. На наш взгляд, важнейшим компонентом правового сознания, своеобразным индикатором, отражающим уровень развития правосознания учащейся молодежи, является отношение к закону.

В монографии П.С. Самыгина отмечается, что уважение к закону, понимание его как абсолютной нормы, единой для всех и при всех обстоятельствах является важным показателем правового сознания гражданского или активистского типа. Данный тип означает высокий уровень развития правосознания, при котором

«знание закона должно транслироваться в его признание в качестве высшей ценности»

[7, с.

195]. Как показывают эмпирические данные, полученные М.К. Горшковым и Ф.Э. Шереги на основе проведенных под их руководством социологических опросов российской молодежи, за последние десять лет позиция представителей молодого поколения по отношению к закону не претерпела сколько-нибудь существенных изменений, что находит отражение в крайне незначительном росте доли законопослушной молодежи. Наиболее распространенная позиция молодых людей по отношению к закону выглядит следующим образом: законы необходимо соблюдать только в том случае, если это делают и лица, представляющие государственную власть (такой точки зрения придерживаются 47,1 % представителей российской молодежи).

Доля так называемых законопослушных граждан в молодежной среде является не очень значительной: лишь 18,1 % молодых людей придерживаются той позиции, что предписания закона необходимо соблюдать «всегда и везде», даже если «закон уже устарел или не вполне соответствует сегодняшним реалиям».Довольно большая часть молодежи ставит во главу угла справедливость, а не закон: для 22,3 % молодых людей важно в первую очередь то, чтобы их поступки были справедливыми, а их соответствие или несоответствие закону имеет в данной ситуации второстепенное значение.

Отметим, что в данном случае речь идет о собственном понимании справедливости, существующем в сознании конкретного представителя молодого поколения: подобные представления могут быть неодинаковыми у молодых людей, принадлежащих к определенным категориям населения, в то время как право и закон как основная форма бытия права выступают в качестве единого универсального регулятора общественных отношений, и их предписания являются едиными для представителей различных социальных групп и слоев. Достаточно позитивным в этой ситуации выглядит то обстоятельство, что среди молодежи очень мало тех, кто считает, что закон можно соблюдать лишь в том случае, если он не мешает реализовывать личные интересы (таких оказалось всего 4,2 %) [8, с. 49-50]. Если обобщить полученные крупнейшими российскими исследовательскими центрами (Центром социологических исследований при Министерстве образования и науки РФ и Институтом социологии РАН) эмпирические данные, касающиеся состояния правосознания молодежи, то получится, что установка на полное законопослушание характерна не более чем для пятой части молодежи, половине молодых респондентов присуще законопослушание, обусловленное ожиданиями к поведению власти, и еще четверти — игнорирование закона.

На основе указанных результатов социологических опросов М.К. Горшковым и Ф.Э. Шереги была выстроена первичная сегментация российской молодежи по характеру восприятия ею правовых обя- 71 занностей, что отражает уровень развития правового сознания представителей рассматриваемой социально-демографической группы.

Рассматриваемая сегментация предусматривала выделение четырех типов носителей правового сознания: законопослушные (те, кто ориентируется на безусловное соблюдение закона, независимо от его соответствия тем или иным представлениям о справедливости), конвенционалисты (те молодые люди, которые ставят свое правовое поведение, предусматривающее соблюдение закона или его нарушение в зависимость от аналогичного поведения представителей государства), моралисты (те, кто склонны соотносить свое индивидуальное поведение в сфере права с принципами справедливости), эгоисты (лица, ставящие свои личные интересы выше закона). Интересно, что сравнительный анализ базовых компонентов правосознания представителей молодого и старшего поколений показал, что доля законопослушных граждан среди молодежной когорты примерно соответствует аналогичной доле законопослушных пожилых россиян [8, 50]. Данное обстоятельство свидетельствует о слабом влиянии возрастных особенностей на правосознание различных категорий населения России и указывает на то, что в сознании современной российской молодежи воспроизводятся традиционные ценности и установки отечественной правовой культуры, присущие предыдущим поколениям российских граждан.

Эмпирические данные также указывают на то, что отношение к закону представителей различных категорий молодежи практически не зависит от объема их правовых знаний и даже от уровня их учебной успеваемости по соответствующим дисциплинам, изучаемым молодыми людьми в учебных заведениях разного уровня. Так, социологический опрос учащихся средних специальных и высших учебных заведений, проведенный П.С. Самы-гиным, не позволил подтвердить общераспространенную точку зрения, согласно которой высокий уровень правовых знаний обязательно должен предполагать как неизбежное следствие ориентацию на безусловное соблюдение закона (автор, в частности, обнаружил примерно одинаковый процент законопослушных индивидов как среди сту-дентов-троечников, так и среди студентов-отлич-ников) [7, с.

197]. Приведенные данные показывают необходимость усиления целенаправленного воспитательного воздействия на молодежь в направлении формирования позитивного отношения к закону, устойчивых ориентаций на правомерное поведение. В настоящее время российские образовательные учреждения оказываются в состоянии готовить достаточно грамотных в правовом отно- Литература: 1.

Клочко И.В. Теоретико-методологические основы проблемы формирования правосознания учащейся молодежи.

Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6. 2. Самыгин П.С. Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества: авторе- шении специалистов (по наблюдениям одного из авторов статьи, в вузы сейчас приходят выпускники школ, уже имеющие определенный багаж правовых знаний, представлений о содержании Конституции РФ и других базовых нормативно-правовых актов), однако далеко не все из них являются законопослушными гражданами, ориентированными на соблюдении закона в профессиональной и других видах деятельности.

Усилия специалистов, преподающих правовые дисциплины в учебных заведениях различного уровня, должны быть направлены не только на формирование когнитивно-познавательного компонента правосознания учащейся молодежи, но и на эмоционально-ценностный и деятельностно-практический компоненты правового сознания представителей рассматриваемой социальнодемографической группы.

Необходимо отметить, что утвержденные в свое время Президентом РФ Д.А.

Медведевым

«Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»

предусматривают целый комплекс мер, призванных способствовать становлению позитивного правосознания учащейся молодежи и включающих внедрение в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебнометодических материалов, направленных на формирование в сознании молодых людей устойчивого уважения к закону, однако для реализации этих целей необходимо привлечь к преподаванию правовых дисциплин компетентных педагогических кадров, обладающих системными правовыми знаниями и высоким уровнем правовой культуры [9]. В настоящее время процесс формирования правового сознания учащейся молодежи в России во многом происходит стихийно, на правовую социализацию современного молодого поколения оказывают воздействие, в том числе, и средства массовой информации, которые не всегда способствуют становлению позитивного правосознания молодых людей, ориентаций на правомерное поведение. Формирование позитивного типа правосознания представителей молодого поколения зависит как от наличия высокого уровня правового воспитательного воздействия в различных образовательных учреждениях, так и от характера правового воспитания в семьях обучающихся, соответствующего поведения их родителей, а также от степени распространенности информационных материалов, являющихся доступными для их восприятия молодыми людьми и оказывающих воздействие на формирование различных компонентов правового сознания молодежи.

Literature: 1. Klochko I.V. Theoretical and methodological bases of a problem of formation of sense of justice of the studying youth.

// The World of science, culture, education. 2013. No. 6. 2. Samygin P.S. Legal socialization of the studying youth in the conditions of social uncertainty of the Russian society: the abstract of the thesis on com- 72 ферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук.

Ростов н/Д., 2008. 3. Чупров В.И.

Права молод ежи в России: состояние и проблемы реализации.

Сравнительный социолого-правовой анализ / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, ЕЛ. Певцова. М. : «Русское слово», 2007. 4.

Чупров В.И. Социология молодежи / В .И. Чупров, Ю.А. Зубок. М. : «Норма».

20l1. 5. Егоров ИЛ. Образовательный процесс как фактор формирования правосознания / И.А.

Егоров, Ф.С. Сафуанов. Психологическая наука и образование.

2014. № 3. 6. Гречин АС. Социология правового сознания.

М. : «Юнити-Дана», 2001. 7. Самыгин П.С. Социальная неопределенность и правовая социализация учащейся молодежи в России. Ростов Н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2007.

8. Горшков МЛ. Формировалие правового сознания / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги // Молодежь России: социологический портрет. М. : ЦСПиМ, 2010. 9. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв.

Пре-зидентомРФ 28.04.2011 № Пр-1168).

Россий-скаягазета. 2011, 14 июля. petition of an academic degree of the doctor of sociological Sciences.

Rostov-on-Don, 2008. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 3. Chuprov V.I.

The rights of youth in Russia: State and problems of realization: Comparative sociological and legal analysis / V.I.

Chuprov, Yu.A. Zubok, E.A. Pevtsov.

M. : «The Russian word», 2007.

4. Chuprov V.I. Sociology of youth / V.I.

Chuprov, Yu.A. Zubok. M. : «Norm», 2011. 5. Egorov I.A. Educational process as factor of formation of sense of justice / I.A. Egorov, F.S. Sa-fuanov // Psychological science and education.

2014. № 3. 6. Grechin A.S. Sociology of legal consciousness. M. : «Unity Dana», 2001. 7. Samygin P.S.

Social uncertainty and legal socialization of the studying youth in Russia. Rostov-on-Don : SFU Press, 2007.

8. Gorshkov M.K. Formation of legal consciousness / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi // Youth of Russia: sociological portrait.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+