Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Правовое положение следователя и дознавателя

Правовое положение следователя и дознавателя

Правовой статус следователя и дознавателя

3 Круг уголовных дел, расследование которых относится к компетенции следователей, иначе говоря, подследственность, детально определена статьей 151 УПК РФ. Процессуальное же положение, то есть права и обязанности любого следователя в работе по конкретному уголовному делу, абсолютно одинаково и не зависит ни от того, к какому ведомству данный следователь относится, ни от его должности в рамках родового понятия «следователь» (младший следователь, следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам), ни от характера расследуемого преступления. Это положение принято связывать с понятием процессуальной самостоятельности, сравнимой с гарантированной Конституцией судейской независимостью.

В законе (пункт 3 части второй статьи 38 УПК) правило о процессуальной самостоятельности следователя сформулировано следующим образом: при производстве предварительного следствия по уголовному делу следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора. За этими исключениями следователь (при наличии законного повода и основания) самостоятельно и единолично принимает решение о возбуждении уголовного дела, о производстве следственных действий по собиранию доказательств и о вызове лиц для дачи показаний, экспертных заключений и т. д., о задержании подозреваемого, применении предусмотренных УПК мер пресечения и другого принуждения и о привлечении лица в качестве обвиняемого, а по окончании предварительного следствия — о направлении уголовного дела в суд (через прокурора) или о прекращении уголовного дела.

При этом если дело прекращается за отсутствием события преступления, отсутствием состава преступления или недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, то есть на основании вывода о невиновности обвиняемого, то постановление следователя о прекращении уголовного дела юридически равнозначно оправдательному приговору.

Обвиняемый полностью реабилитируется со всеми вытекающими отсюда юридическими и моральными последствиями. По отношению к органу дознания (например, к органам внутренних дел в лице криминальной полиции или полиции общественной безопасности) следователь обладает определенной властью.

По расследуемым им делам он вправе давать органам дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Не будь такого правила, следователь-одиночка в целом ряде случаев, прежде всего при расследовании объемных и сложных дел об организованных групповых преступлениях, оказался бы не в состоянии выполнить свои обязанности. Ему, кабинетному работнику, не по плечу, например, производство трудоемких обысков, требующих применения специальных поисковых средств (скажем, металлоискателей, водолазного оборудования).

При этом сам следователь не может обеспечить личную безопасность участников подобных следственных действий на случай возможного противодействия, вплоть до вооруженного, тем более, что задержание подозреваемых в наше время все чаще приобретает черты боевого столкновения. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Заключение Судебное разбирательство уголовного дела, как правило, требует большой подготовительной работы по собиранию и оценке всех доказательств, способных неопровержимо установить факт преступления и совершения его определенным лицом (лицами).

Выполнение этой сложной и ответственной работы по раскрытию преступлений и обнаружению лиц, их совершивших, возлагается законом на специальные государственные органы — органы предварительного расследования. Предварительное расследование — это деятельность специально уполномоченных органов государства по обнаружению преступлений и лиц их совершивших, сбору, проверке, всестороннему, полному и объективному исследованию и оценке доказательств, выявлению причин и условий совершения преступлений.

Задачами органов предварительного расследования являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности, предупреждение и пресечение преступных деяний. Органы предварительного расследования призваны обеспечить действенность принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Сложной и ответственной задачей в борьбе с преступностью является и тот факт, чтобы ни один случай преступления не проходил не раскрытым.

В задачи органов предварительного расследования входит не только раскрытие преступления, выявление и привлечение к ответственности виновных в его совершении или реабилитация невиновных, но и исследование причин и условий, способствующих совершению преступления, принятие мер к их устранению. С этой целью указанными органами проводится большая профилактическая работа, направленная на предупреждение и пресечение преступных деяний. Успешное выполнение возложенных на органы предварительного расследования задач, возможно лишь при условии строгого соблюдения ими законности, тесной связи с общественностью, применении научно-технических средств и научной организации труда.

От работников аппарата предварительного расследования требуются глубокие и разносторонние юридические знания, максимум инициативы, активности, настойчивости в изобличении преступников и охране правопорядка, постоянное совершенствование своей работы. Список использованных источников и литературы: Нормативно-правовые акты: 1.

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст. — М.: Маркетинг, 2005.

— 39 с. — ISBN — 94462-025-0. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 — ФЗ с изменениями и дополнениями вступившего в силу с 03.06.2009 г.

// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последние обновления 04.06.2011.

3. Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174 — ФЗ с изменениями и дополнениями вступившего в силу с 28.04.2009 г.

// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последние обновления 18.06.2011.

4. О введении в действие Уголовно — процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 г.

№ 177 — ФЗ с изменениями от 01.01.2009 г.

// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последние обновления 04.06.2011. 5. О прокуратуре: Федеральный закон от 17.11.1995 г.

№ 47 — ФЗ с изменениями от 28.04.2009 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последние обновления 11.06.2011. 6. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995г. № 144 — ФЗ с изменениями от 29.04.2009 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последние обновления 04.06.2011. 7. Об организации деятельности органов дознания в вооруженных силах Российской Федерации: приказ Министра обороны Российской Федерации от 19.12.2003 г.

№ 446 с изменениями 17.05.2009 г. // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». — Последние обновление 18.06.2011.

8. О следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010г. № 403 – ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

— Последние обновления 04.06.2011.

Научная литература: 9. Арестова Е.Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.Н. Арестова. — М.: Юристъ, 2008.

— № 10. — 156 с. — ISBN — 5-7974-0565-0. 10. Багаутдинов Ф.А. Возбуждение уголовного дела по Уголовно — процессуальному кодексу Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / Ф.А. Багаутдинов. — М.: Законность, 2009.

— № 7. — 239 с. — ISBN 5-8354-0573-0.

11. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст]: учебное пособие / Б.Т. Безлепкин. — М.: ООО «ВИТРЭМ», 2011.

— 319 с. — ISBN 5-2450-2435-4. 12. Вердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организованная система [Текст]: учебное пособие / Ф.Ю. Вердичевский. — СПб.: Питер, 2010.

— 432 с. — ISBN 5-7354-2548-2.

13. Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений [Текст]: учебное пособие / А.П. Дербенев. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2010.

— 215 с. — ISBN 5-6773-0902-0. 14. Зайцев О.Н., Абдуллаев Ф.А. Дознание по УПК РФ [Текст]: учебное пособие / О.Н.

Зайцев, Ф.А. Абдулаев. — М.: Юрайт, 2008. — №3. — 232 с. — ISBN 5-95381-439-02.

[1] Зайцев О.Н., Абдуллаев Ф.А. Дознание по УПК РФ [Текст]: учебное пособие / О.Н. Зайцев, Ф.А. Абдулаев. — М.: Юрайт, 2008. — №3. – С. 41 [2] Зайцев О.Н., Абдуллаев Ф.А. Дознание по УПК РФ [Текст]: учебное пособие / О.Н. Зайцев, Ф.А. Абдулаев. — М.: Юрайт, 2008. — №3. – С. 69 [3] Вердичевский Ф.Ю.
— №3. – С. 69 [3] Вердичевский Ф.Ю.

Взаимодействие органов следствия и дознания как организованная система [Текст]: учебное пособие / Ф.Ю.

Вердичевский. — СПб.: Питер, 2010.

— С. 71 [4] О следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010г. № 403 – ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последние обновления 04.06.2011.

[5] О следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010г.

№ 403 – ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». — Последние обновления 04.06.2011. [6] Вердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организованная система [Текст]: учебное пособие / Ф.Ю.

Вердичевский. — СПб.: Питер, 2010. – С. 56 [7]Там же. – С. 61 [8] Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений [Текст]: учебное пособие / А.П.

Дербенев. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2010.- С. 100 3Читайте также:: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет.

: Экологические факторы делятся на 3 группы. : В последние годы определенную известность приобрели попытки. : Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны.

Рекомендуемые страницы: ©2015-2021 poisk-ru.ru Все права принадлежать их авторам.

Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-10-12 и

Следователь в уголовном процессе: участие, полномочия и статус

Должностным лицом, которое занимается расследованием преступлений в правоохранительных органах, является следователь. Он определяет причастность субъекта к совершенному преступлению, выявляет мотивы и обстоятельства совершенного противоправного деяния.

Объединив воедино все имеющиеся доказательства и факты, анализирует их, выдвигает версии и определяет, кто является потерпевшим, а кто обвиняемым.

Правовой статус следователя в уголовном процессе определяется Уголовно-процессуальным кодексом. Согласно этому правовому документу, он относится к категории должностных лиц, осуществляющих предварительное следствие и другие функции в рамках уголовного дела. Специалисты данного профиля состоят на службе в Следственном комитете, Федеральной службе безопасности, правоохранительных органах, прокуратуре, а также службе по контролю за оборотом наркотиков.

Специалисты данного профиля состоят на службе в Следственном комитете, Федеральной службе безопасности, правоохранительных органах, прокуратуре, а также службе по контролю за оборотом наркотиков.

Данный статус позволяет осуществлять свою деятельность, руководствуясь законодательством Российской Федерации, от имени и в интересах государства и его граждан.

Также статус следователя в уголовном процессе регламентируется Конституцией РФ, нормативно-правовыми актами, международными договорами, которые прошли процесс ратификации в установленном порядке. В уголовном процессе следователь уполномочен выполнять действия, которые определены российским законодательством. Они заключаются в возбуждении уголовного дела, его предварительном расследовании, а также возобновлении процессуальных действий по вновь открывшимся обстоятельствам дела либо при появлении в нем новых доказательств или фактов.

Независимо от того, к какой структуре органов власти относится следователь, он должен четко следовать букве закона. Для вынесения постановления ему отводится не так много времени.

Необходимо в короткие сроки выявить круг виновных лиц, определить процессуальные меры для пресечения ими попыток укрыться от наказания, определить степень вины каждого участника (если их несколько). Поэтому роль следователя в уголовном процессе чрезвычайно важна.

Основное его полномочие — привлечь к ответственности именно виновное лицо, которое действительно совершило противоправное действие.

По этой причине расследование любого уголовного материала должно осуществляться не только с позиции обвинения, но и с позиции защиты прав и интересов лиц, которые пострадали от совершенного преступления, а также защиты прав подозреваемого. Пока его вина не доказана, он не является преступником.

Роль следователя заключается в обеспечении соблюдения интересов и прав личности от необоснованного, незаконного осуждения и обвинения. На практике довольно сложно определить все полномочия следователя, поскольку они распространяются на разные аспекты УПК. Однозначно то, что их круг может быть гораздо шире.

В рамках проведения предварительного следствия права следователя в уголовном процессе заключаются в следующем:

  1. Принятие дела или направление его вышестоящему руководству.
  2. Контроль и управление ходом расследования, проведение следственных мероприятий (за исключением случаев, когда для этого необходимо получение разрешения суда или руководства следственного органа).
  3. Право отдавать в письменном виде органам дознания ряд поручений, касающихся выполнения следственных оперативно-розыскных действий, связанных с задержанием, арестом, приводом и иными мероприятиями.
  4. Возбуждение уголовного дела с вынесением соответствующего постановления.

Все запросы и требования, которые выносятся следователем в процессе расследования преступления, должны быть приняты к исполнению гражданами, организациями, учреждениями и должностными лицами. Если в ходе расследования становится ясно, что открываются обстоятельства, не относящиеся к расследуемому делу, то следователь может выделить материалы в отдельное производство. Для этого выносится постановление, а затем все полученные данные передаются вышестоящему руководителю того следственного органа, в подчинении которого находится следователь.

Процессуальное положение следователя в уголовном процессе определяется ст.5 п.41 УПК Российской Федерации, где значится, что этот сотрудник является должностным лицом, которое правомочно осуществлять мероприятия по предварительному следствию. Однако необходимо помнить о требованиях к соблюдению следователями и дознавателями в уголовном процессе своих обязанностей.

В рамках имеющегося уголовного дела сотрудник данной категории должности выступает как самостоятельное лицо, наделенное определенными функциями и правами, закрепленными на законодательном уровне.

Подобная свобода действий не остается без соответствующего контроля. Речь идет не только о непосредственном начальнике, но и о прокуроре, судье. На своем уровне они могут проверить вынесенное следователем постановление, обвинительное заключение, поставить под сомнение вопрос об ответственности должностного лица.

Данные меры необходимы, чтобы исключить риск предвзятости следователя и для недопущения отклонения им от процессуальных норм. В рамках действующего законодательства правовое положение следователя в уголовном процессе накладывает ряд обязанностей, которые необходимо неукоснительно соблюдать:

  1. Принимать и проверять сообщения о готовящихся или уже совершенных фактах преступления, в рамках своих полномочий выносить по нему объективное решение.
  2. Изобличить лицо, круг лиц, которые причастны к правонарушению, установить события преступления.
  3. После получения одобрения вышестоящего руководителя либо единолично (если законом на то нет препятствий) принимать решение о прекращении уголовного расследования.
  4. Выявлять достоверные факты, которые свидетельствуют о совершении преступления.

Также в число обязанностей следователя входит рассмотрение всех заявлений, которые поступили по ходатайству от участников процесса в рамках расследования уголовного дела. Если у обвиняемого лица имеются несовершеннолетние дети, он обязан отдать их на попечение родственникам либо в специализированное государственное учреждение.

Имущество, которое осталось без внимания, также должно быть сохранено, для чего предпринимаются определенные меры (например, опечатывание недвижимого имущества). Данные о ходе расследования, результатах экспертиз и прочих сведений, относящихся к рассматриваемому делу, являются секретными и не подлежат огласке.

Следователь должен воздержаться от дачи каких-либо комментариев в средствах массовой информации или социальных сетях. Все, что касается результатов и хода предварительного расследования в отношении несовершеннолетних, деталей личной жизни участников расследования, также не подлежит огласке.

Исключительными являются случаи, когда разглашаемые данные могут быть озвучены третьим лицам (если это не противоречит интересам следствия), не нарушают права и законные интересы участников судопроизводства по уголовному делу. Согласно статье 15 УПК РФ, следователь выполняет функции защиты, обвинения и разрешения уголовного дела.

Теоретически их исполняют разные участники процесса. В ходе доказывания положение следователя в уголовном процессе обязывает его также определить обстоятельства, указывающие на смягчение наказания, исключающие наказуемость и преступность деяния обвиняемого. Основываясь на своем личном опыте и внутренних убеждениях, следователь должен руководствоваться не только совестью, но и действующим законом.

Вышеописанные функции призваны обеспечить правовое движение и рассмотрение уголовного дела. В процессе защиты устанавливается факт невиновности или возможность смягчения вины обвиняемого. Это необходимо, чтобы к ответственности были привлечены только виновные лица.

Функция обвинения заключается в предъявлении обоснованных и доказанных фактов, которые прямо указывают на причастность обвиняемого к совершенному преступлению.

Если говорить о разрешении уголовного дела, то тут речь идет не о правосудии, а лишь о возможности прекратить следственные действия. Стоит отдельно рассмотреть данную функцию, так как ее значение и вес в рамках уголовного расследования на данный момент значительно возросли и окрепли. Следователь как участник уголовного процесса должен помнить о том, что он руководствуется не только правом выдвигать обвинение, но и необходимостью определить, является ли обвиняемый причастным к рассматриваемому преступлению.

Для этого в нормах Уголовно-процессуального кодекса имеются статьи, которые позволяют прекратить дело, если не было найдено соответствующего подтверждения в части предъявленного обвинения. Статьи российской Конституции содержат нормы, указывающие на то, что обвиняемый имеет право на защиту своих интересов.

Полномочия следователя обязывают его всесторонне изучить материалы дела и определить степень вины обвиняемого, выяснить наличие обстоятельств, которые можно квалифицировать как смягчающие или отягчающие. Бывают случаи, когда люди сознательно берут на себя вину за преступление, которого не совершали.

Мотивы таких действий могут быть разные — обещанное настоящим преступником вознаграждение, угрозы, желание избавить от наказания какое-либо лицо (например, мать старается спасти от тюрьмы сына).

Задача следователя состоит не в том, чтобы предавать суду оговаривающего себя человека, а выявить факты, разоблачающие настоящего виновника. Часто такому сотруднику, исследуя обстоятельства дела, приходится выполнять роль и следователя, и дознавателя.

В уголовном процессе большая часть их функций похожа. Они вместе участвуют в процессе выявления обстоятельств совершенного преступления. Разница заключается в том, что дознаватель не участвует в процессе привлечения к ответственности подозреваемого и не выносит обвинительное заключение по окончании расследования.

Чтобы довести дело до этапа его разрешения, следователю необходимо самостоятельно собрать все доказательства, определить круг обстоятельств, которые относятся к расследованию, осуществить оценку и проверку информации, опираясь на внутренние убеждения и имеющиеся факты.

В случае необходимости он может избрать меру пресечения для недопущения обвиняемым дальнейшего совершения противоправных действий. Это может быть подписка о невыезде, домашний арест, залог, запрет на осуществление определенных действий, заключение под стражу, присмотр за обвиняемым, если он не достиг совершеннолетия.
Это может быть подписка о невыезде, домашний арест, залог, запрет на осуществление определенных действий, заключение под стражу, присмотр за обвиняемым, если он не достиг совершеннолетия.

Несмотря на то, что в настоящее время к роли следователя в уголовном процессе относятся как к стороне обвинения, он должен изучать материалы дела всесторонне, без предвзятости. Он изучает обстоятельства преступления как со стороны обвинения, так и со стороны защиты, выступая третьим незаинтересованным лицом, которое объективно может оценить всю ситуацию.

Вынесение обвинительного заключения является сигналом к тому, что процесс сбора доказательств, расследования и выявления всех обстоятельств дела подошел к логическому заключению, а материал готов для передачи в суд.

Окончательный вердикт выносит судья. В уголовном процессе следователь хоть и наделен широкими полномочиями, однако должен понимать, что принимать решение о виновности может только судебный орган либо суд присяжных.

Основная функция следователя в уголовном процессе — собрать все доказательства, которые могли бы указать на виновность субъекта.

Существует определенный порядок, который регламентирует сбор и фиксацию полученной информации. Если этого не сделать, то доказательства, не закрепленные либо оформленные с нарушением процессуальных норм, не смогут быть приняты ко вниманию в судебном процессе. Документ, который содержит в себе полученные данные, называется протокол.

В исключительных случаях заменить его может кино- и фотосъемка, видео- и аудиофиксация. Следователь не должен скрывать обстоятельства дела, которые указывают на невиновность подозреваемого или обвиняемого лица.

При открытии обстоятельств, указывающих на невиновность подозреваемого, он должен предпринять все меры по прекращению уголовного преследования в отношении данного гражданина или группы лиц.

В процессе выполнения доказательной функции следователю необходимо определить:

  1. Определить виновное лицо, его личность, мотивы и форму вины.
  2. Уточнить обстоятельства, указывающие на возможность смягчения вины или факты, которые ее исключают.
  3. Выяснить, имеются ли отягчающие обстоятельства.
  4. События совершенного преступления (например, выяснить способ, место и время).

Фактически следователь, как и дознаватель, в течение всего процесса расследования уголовного дела активно участвует в собирании доказательств. Для этого он может привлекать экспертов с целью получения независимых и квалифицированных заключений.

Также к сбору доказательств относится допрос свидетелей, потерпевшего, обвиняемого, поиск улик. В отличие от дознавателя, процессуальная самостоятельность следователя в уголовном процессе несколько больше. Несмотря на то, что он не может самостоятельно принимать решение относительно мер розыскного характера, этот специалист может отдать соответствующее поручение, которое должно быть исполнено.

В процессе изучения норм процессуального права нужно обратить внимание на то, что в настоящее время следователь как участник уголовного процесса не обладает полной самостоятельностью.

Это далеко не всегда сказывается положительно на результатах расследования. Необходимость во всем подчиняться вышестоящему начальнику, согласовывать с ним каждый свой шаг, оформлять множество актов, справок и других документов существенно ограничивают самостоятельность следователя в уголовном процессе и отвлекает его от расследования.

0 созерцатель

  1. Активность: 76k

Дмитрий созерцатель

Правовой статус и полномочия дознавателя

Согласно ст. 41 УПК РФ на дознавателя начальником органа дознания возлагаются полномочия органа дознания.

При этом возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не допускается. Дознаватель уполномочен: самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору.

Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Содержание этой статьи заслуживает пояснений. Заложенные в ней правила, согласно которым полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя и последний не имеет правомочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий, а занимается чисто следственной («кабинетной») работой, принципиально новы, причем не только по сравнению с институтом дознания по УПК РСФСР 1960 г. Они конструируют существенно иной институт дознания, вкладывая в это понятие совсем другое содержание, нежели то, которое сформировалось исторически и признаками которого являются следующие положения: дознание есть «малобумажное» полицейское расследование преступлений по горячим следам, сильной стороной которого является сосредоточение в одних руках оперативно-розыскных, административно-правовых и уголовно-процессуальных средств и возможностей; субъектом правоотношений с гражданами и организациями в сфере дознания, ответственным за все просчеты, ошибки и злоупотребления в этой сфере и за причиненный вред, является орган дознания как таковой (Н-ский отдел внутренних дел, Н-ская таможня и т.д.) в лице его руководителя (начальника), а конкретное должностное лицо, производящее дознание, — лишь исполнителем поручений последнего.

Теперь же в силу законоположения ч. 1 ст. 41 УПК РФ, согласно которому полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя, что означает наличие органа дознания внутри органа дознания, причем с чисто следственным характером деятельности (еще один ведомственный следственный аппарат, только «второго сорта»). В новом Уголовно-процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел серьезные изменения.

УПК РСФСР не содержал специальной нормы, определяющей правовой статус дознавателя, в отличие от нормативной регламентации статуса следователя (ст. 127 УПК РСФСР). Только в отдельных нормах упоминалось о лице, производящем дознание.

При этом в УПК РСФСР отсутствовало определение понятия этого участника процесса. В юридической литературе и на практике под лицом, производящим дознание, понимались как штатные дознаватели, так и лица, не назначенные на должность дознавателей, но в силу ведомственных актов обладающие правом проведения дознания.[ См.: Абдуллаев Ф., Зайцев О. Процессуальное положение дознавателя по УПК РФ // Законность.

2002. № 12. С. 18.] В УПК РФ впервые был введен термин «дознаватель», под которым понимается должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п.

7 ст. 5 УПК РФ). Тем самым законодатель связал появление этого участника уголовного судопроизводства с возбуждением уголовного дела, по которому должно проводиться предварительное расследование в форме дознания. При этом законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальной статье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства.

Ранее в правовой литературе уже предлагалось ввести в Уголовно-процессуальный кодекс отдельную статью, которая определяла бы в систематизированном виде полномочия лица, производящего дознание.[ См.: Сергеев А.Б.

Особенности формирования органов дознания в России// История государства и права. 2002. № 5. С. 39-46.] В настоящее время в УПК РФ такая статья есть — она посвящена правовому статусу дознавателя (ст.

41 УПК РФ), которого закон относит к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Новый уголовно-процессуальный закон более детально определил полномочия дознавателя по принятию решений и по производству процессуальных действий. Так, согласно ч. 3 ст. 41 УПК РФ, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следует отметить, что в Большом юридическом словаре под термином «процессуальный статус» понимается установленное нормами процессуального права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.[ См.: Большой юридический словарь/ Под ред.

А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2002. С. 587.] Так, дознаватель наделен следующими основными правами:

  1. 4) принимать процессуальные решения, предусмотренные УПК РФ (ч. 2 ст. 41 УПК РФ);
  2. 2) ходатайствовать о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных случаях — до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
  3. 3) применять меры процессуального принуждения (гл. 12 — 14 УПК РФ);
  4. 1) при проверке сообщения о преступлении требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 4 ст. 144 УПК РФ);
  5. 5) осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 40, 157 УПК РФ);
  6. 6) обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Следует обратить внимание на тот факт, что обжалование дознавателем указаний начальника органа дознания и прокурора не приостанавливает их исполнение рассматриваемым участником уголовного судопроизводства;
  7. 7) иные права, предусмотренные УПК РФ.

Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на дознавателя следующие обязанности:

  1. 3) в установленный законом срок принять решение по результатам проверки сообщения о преступлении (ст.

    144 УПК РФ);

  2. 10) осуществлять иные обязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.[ См.: Малышева О.А.
    К вопросу об уголовно-процессуальном статусе дознания // Российский судья.

    2004. № 5. С. 26-27.]

  3. 4) уведомить заявителя о принятом решении по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 145 УПК РФ);
  4. 6) рассматривать каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном главой 15 УПК РФ (ст.

    159 УПК РФ);

  5. 7) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);
  6. 8) устраниться от участия в производстве по уголовному делу при наличии оснований для отвода, предусмотренных гл.

    9 (ст. 62 УПК РФ);

  7. 9) выяснять все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ (ст. 86 УПК РФ);
  8. 1) осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл.

    2 УПК РФ);

  9. 5) при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, возбудить уголовное дело с вынесением соответствующего постановления (ч. 1 ст. 146 УПК РФ);
  10. 2) принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст.

    144 УПК РФ);

Отдельно следует заметить, что дознаватель вправе с согласия прокурора возбудить перед судом ходатайство об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако реализация данного права в случае удовлетворения судом ходатайства накладывает на дознавателя и соответствующую обязанность — составить обвинительный акт не позднее 10 суток со дня заключения лица под стражу.

При невозможности составить обвинительный акт в предусмотренный законом срок изменяется форма расследования преступления с дознания на предварительное следствие либо данная мера пресечения отменяется, при этом форма расследования преступления — дознание — остается прежней (ст. 224 УПК РФ).[ См.: Малышева О.А.

К вопросу об уголовно-процессуальном статусе дознания// Российский судья. 2004. № 5. С.27.] По завершении расследования дознаватель составляет обвинительный акт.

Он оформляется по правилам ст. 225 УПК РФ и сочетает в себе два процессуальных акта — постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение.

Составление обвинительного акта имеет правовым следствием изменение уголовно-процессуального статуса лица, подозреваемого в совершении преступления. Данное лицо становится обвиняемым, приобретая при этом определенную отличительную совокупность прав и обязанностей в уголовном судопроизводстве.

Этим процессуальным документом подводятся итоги исследования обстоятельств преступления и личности лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

Составление обвинительного акта обязывает дознавателя ознакомить обвиняемого и его защитника с этим документом, а также с материалами уголовного дела. Обвинительный акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ, утверждается начальником органа дознания и служит правовым основанием для передачи уголовного дела прокурору и последующего его рассмотрения судом по существу.

Из анализа норм УПК РФ видно, что основное назначение дознавателя — осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Эта форма предварительного расследования применяется по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, и производится в порядке и сроки, установленные гл.

гл. 22, 24 — 29, 32 УПК РФ.[ См.: Абдуллаев Ф., Зайцев О. Процессуальное положение дознавателя по УПК РФ // Законность. 2002. № 12. С. 18.] Как и по любому другому уголовному делу, независимо от его подследственности, в ходе дознания подлежат доказыванию обстоятельства, перечисленные в ст.

73 УПК РФ. Это ориентир для дознавателя в работе по уголовному делу, а конкретный объем, характер и пределы доказывания зависят в значительной мере от рода и вида расследуемого преступления. Дознавателю разрешается производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, проводимых как до, так и после возбуждения уголовного дела (гл.

гл. 21, 22, 24 — 29 УПК РФ). В юридической литературе нередко возникали споры о том, вправе ли начальник органа дознания делегировать полномочия своим сотрудникам.

Новый УПК РФ ответил на этот вопрос положительно, указав, что полномочия органа дознания, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания (ст. 41 УПК РФ). К сожалению, в законе нет специальной нормы о передаче органом дознания дознавателю полномочий на производство неотложных следственных действий. К тому же ничего не сказано, каким образом это «возложение» должно происходить.

Представляется, что начальник органа дознания вправе делегировать лишь такие полномочия, к осуществлению которых закон допускает дознавателя. Остальные процессуальные полномочия, которыми закон наделяет только орган дознания, он делегировать другому лицу не может и обязан осуществлять сам.

Необходимо отметить, что новое уголовно-процессуальное законодательство запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч.

2 ст. 41 УПК РФ).[ См.: Суслов В.М.

Вопросы регламентации деятельности органов дознания в УПК РФ.

Новый уголовно-процессуальный закон: теория и практика применения. М., 2003. С. 101.] Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений.[ См.: Никифоров Е.Н. Пределы судебного обжалования решений и действий (бездействий) дознавателя, следователя и прокурора в ходе досудебного производства // Российский судья.

2005. № 5. С. 20.] Взаимодействие следователей и органов дознания является одним из главных условий быстрого и полного раскрытия преступлений. Под взаимодействием следователей и органов дознания следует понимать основанную на правовых актах согласованную деятельность, направленную на раскрытие и расследование преступлений.

См.: Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений// Российский следователь. 2003. № 9. С. 7. Сущность взаимодействия заключается в соединении усилий различных служб в раскрытии преступлений, в согласованности действий при соблюдении законности и самостоятельном выполнении каждым субъектом своих обязанностей при руководящей роли следователя.[ См.: Управление органами расследования преступлений/ Под ред.

И.И. Колесникова. М., 2000. С. 108.] Формы взаимодействия принято разделять на процессуальные и организационные. Процессуальные формы взаимодействия регламентируются УПК Российской Федерации.

К ним относятся:

  1. б) оказания по требованию следователя содействия при производстве отдельных следственных действий (ч. 7 ст. 164, ч. 4 ст. 38 УПК РФ);
  2. 1) выполнение поручений и указаний следователя, обязательных к исполнению и касающихся:
    • а) производства розыскных и следственных действий (ч. 4 ст. 38 УПК РФ);
    • б) оказания по требованию следователя содействия при производстве отдельных следственных действий (ч. 7 ст. 164, ч. 4 ст. 38 УПК РФ);
    • в) исполнения постановления о задержании, приводе, аресте, иных процессуальных действий (ч. 4 ст. 38 УПК РФ);
    • г) производства розыска обвиняемого, скрывшегося от следствия или в случае неизвестности его местонахождения (ст. 210 УПК РФ);[ См.: Кругликов А. Следственные действия и проблемы их производства органами дознания по поручению следователя // Уголовное право. 2003. № 3. С. 93.]
  3. г) производства розыска обвиняемого, скрывшегося от следствия или в случае неизвестности его местонахождения (ст. 210 УПК РФ);[ См.: Кругликов А.

    Следственные действия и проблемы их производства органами дознания по поручению следователя // Уголовное право. 2003. № 3. С. 93.]

  4. в) исполнения постановления о задержании, приводе, аресте, иных процессуальных действий (ч. 4 ст. 38 УПК РФ);
  5. а) производства розыскных и следственных действий (ч.

    4 ст. 38 УПК РФ);

  6. 2) возбуждение уголовных дел и проведение по ним неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по преступлениям, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ).

Организационные формы взаимодействия регламентированы ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами. Например, совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; согласование работы следователей и оперативных работников при планировании расследования по делу; взаимный обмен информацией о результатах расследования и проведения оперативно-розыскных мероприятий и др.[ См.: Невский С.А., Сычев Е.А.

Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений // Российский следователь. 2003. № 9. С. 7.] Определенный интерес вызывает рассмотрение соотношения понятий «начальник органа дознания» и «дознаватель».

УПК РФ не содержит отдельной статьи, которая в конкретизированном виде регламентировала бы уголовно-правовой статус начальника органа дознания. Можно предположить, что наличие данной статьи упростило бы правоприменение УПК РФ в сфере производства дознания и выполнения неотложных следственных действий.

Однако, учитывая содержание определенных статей УПК РФ (ч. 17 ст. 5, ст. 40, 144, 146, 148, 157 и др.) можно резюмировать: начальник органа дознания обязан принять, проверить сообщение о преступлении при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ, возбудить уголовное дело с вынесением соответствующего постановления; произвести расследование в установленном законом порядке с соблюдением процессуальных сроков. Логичным явилось бы и составление в данном случае начальником органа дознания итогового процессуального документа — обвинительного акта.

Но такое право у данного должностного лица отсутствует, поскольку ст. 225 УПК РФ регламентирует, что обвинительный акт составляется дознавателем.[ См.: Малышева О.А.

К вопросу об уголовно-процессуальном статусе дознания// Российский судья.

2004. № 5. С.27.] Получается, что начальник органа дознания в полном объеме проводит расследование преступления в форме дознания, а обвинительный акт по результатам расследования должен будет составлять дознаватель данного органа дознания с последующим утверждением его у начальника этого же органа дознания. Можно предположить, что это необоснованно и в определенной степени усложняет производство дознания.

В связи с вышеизложенным целесообразно будет ч.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+