Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Принципы обучения в законе ры

Принципы обучения в законе ры

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества. В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г.

N 125-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий.

Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами. Закон об образовании в РФ 2021, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования. Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ.

Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

  • автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  • акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  • возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
  • перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  • безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  • равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  • дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  • полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  • гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  • определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  • формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  • определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  • описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  • регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания
  • законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  • определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  • правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  • определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  • оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота
  • в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  • гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Основные принципы закона РФ «Об образовании»

Вид реферат Язык русский Дата добавления 06.03.2014 Размер файла 31,5 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ»

РЕФЕРАТ на тему: Основные принципы закона РФ «Об образовании» Выполнил: Старший преподаватель учебного центра подполковник внутренней службы С.В.

Чувилин Рецензент: Заместитель начальника учебного центра по учебной работе полковник внутренней службы Е.Н.

Русинов Нижний Новгород 2014 г.

Содержание Введение 1. Традиционная система образования в Российской Федерации 2. Законодательство Российской Федерации в области образования 3. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования 4. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования 5. Государственные образовательные стандарты 6.
Государственные образовательные стандарты 6.

Образовательные программы 7. Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования Список литературы Введение Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование.

Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка:

«Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества»

. Растущий интерес к вопросу образования носит закономерный характер, отражая тенденции общемирового цивилизационного процесса.

Известная традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило — некоторой монокультуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени — разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы. 1. Традиционная система образования в Российской Федерации Федеральные государственные образовательные стандарты — один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование.

Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции России, содержащей в себе гарантии права на образование, говорится:

«Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования»

. Введение государственного образовательного стандарта соответствует также ст.

13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В контексте прав человека образовательный стандарт является документом, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью. Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании».

Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы. В основе стандарта лежит общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.

Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Таким образом, стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата.

Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств.

В этом контексте стандарт — средство обеспечения планируемого уровня качества образования.

Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению. Стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях. образование программа закон Именно фундаментальность подходов обеспечивает многообразие и гибкость конкретных решений.

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу.

Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, — это поворот к личности обучаемых (развитие личности — смысл и цель современного образования) и развитие процессов глобализации.

Для России как части мирового сообщества это еще и новые требования формирующегося информационного общества к системе образования. Решение этой задачи требует обеспечения инновационного сценария развития страны на долгосрочную перспективу.

Эти во многом принципиально новые требования обусловлены изменениями сложившихся ранее представлений о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей, инновационному поведению и т.

д. В настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий, растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности.

Эти процессы и тенденции могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования — системы, ориентированной на новые образовательные результаты. Создание стандартов первого поколения было вызвано потребностями решения актуальных в то время задач: обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшей в начале 90х годов. В ситуации многообразия образовательных систем, реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени — сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Эту задачу стандарты первого поколения выполнили.

Но вместе с тем они (во многом невольно и вопреки самой идеологии их создания) стали фактором не столько стабилизации, сколько консервации школьного образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы, в условиях отсутствия внятной идеологии ее развития. Это и создало те противоречия, которые стали причиной их неприятия со стороны части общественности, ряда учителей, рассматривавших все версии стандартов первого поколения как тормоз в развитии инновационных процессов в школьном образовании. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность.

Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». На первый план выходит важнейшая социальная деятельность — обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.
На первый план выходит важнейшая социальная деятельность — обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.

Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием, — эффекты консолидации общества и формирования гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера» и достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями. Таким образом, Государственный стандарт общего образования — это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению). Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение: 1.

равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; 2. единства образовательного пространства в Российской Федерации; 3. защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; 4.

преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; 5. социальной защищенности обучающихся; 6. социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; 7.

прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; 8.

основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой: 1.

разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; 2. объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; 3. объективной оценки деятельности образовательных учреждений; 4.

определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; 5. установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; 6.

установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: 1.

федеральный компонент — устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования); 2. региональный (национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования); 3. компонент образовательного учреждения — самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования).

Начиная с 2001 года, когда был начат эксперимент по переходу на 12-тилетнее обучение, был введён 4-ый компонент — ученический: консультации, двигательные занятия и т.д.

Но они не относятся к максимальной учебной нагрузке, поэтому являются необязательными для учеников. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. Образовательная система — государственный заказ и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования.
Образовательная система — государственный заказ и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования.

Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.

В основу стандарта положены новые принципы его построения, предлагаемые разработчиками в Концепции государственных стандартов общего образования и презентационных материалах, раскрывающих и иллюстрирующих ее основные положения.

Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований — к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Образование — по законодательству РФ — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Образование — социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре. В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личност.

В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому». В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем.

Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других ВУЗах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения.

Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.

Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международный пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году. Начальное образование покрывает первые несколько лет обучения. В разных странах оно начинается в возрасте от пяти до семи лет и занимает до семи лет.

В настоящее время не менее 70 % детей в мире получают начальное образование. Усилиями ЮНЕСКО предполагается ввести всеобщее начальное образование в большинстве стран мира к 2015 году.

Возраст окончания начального образования в разных странах различен, но в среднем это 11-12 лет.

В некоторых странах учреждения начального и среднего образования разделены.

В развитых странах среднее образование, как и начальное, начиная с ХХ века, является обязательным и всеобщим.

Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.

В России профессиональное образование также считается средним (средним специальным), хотя за рубежом оно может относиться к высшему образованию. В отличие от начального и среднего высшее образование даже в развитых странах не является всеобщим. В наиболее развитых странах через систему высшего образования проходит до половины населения.

Она сама по себе является значимой отраслью экономики, как источник научных знаний и образованных работников для прочих отраслей. Традиционно высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратура/аспирантура, но в России до присоединения к Болонскому процессу такое разделение относилось только к аспирантуре, а вместо бакалавров и магистров советские ВУЗы готовили специалистов. Основными учреждениями высшего образования являются университеты и колледжи.

Выпускники ВУЗов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень.

На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или ученой степени зависит от результатов научной работ 2.

Законодательство Российской Федерации в области образования 1.

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный Закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы, законодательные и иные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. 2. Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон: разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии, с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

3. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Законы и иные правовые акты субъектов Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования. 4. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования 1) разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней; 2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; 3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; 4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
3. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования 1) разграничение компетенций в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней; 2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; 3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; 4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

4. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования 1.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. 2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.

Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. 6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации. 5. Государственные образовательные стандарты 1.

В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональные компоненты. Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. 2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены, специальные государственные образовательные стандарты.

3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом. 4. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом.

5. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет.

Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

6. Образовательные программы Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: — общеобразовательные (основные и дополнительные); — профессиональные (основные и дополнительные). Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующихтипов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

7. Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ст.

2 Закона РФ «Об образовании» В законе Российской Федерации “Об образовании” содержаться те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России. Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.
Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно — общественный характер управления образованием.

7)Автономность образовательных учреждений 8) приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; 9)воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 10) защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 11)адаптивность системы образования к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников; Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.

Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности. Существующие проблемы в успешном решении стоящих перед школой задач обусловлены рядом противоречий, которые в значительной степени связаны с существенными изменениями концепции развития нашего общества, с вхождением в рыночные отношения, происходящими изменениями в ценностных ориентациях, образовательных и деятельностных потребностях человека. В этой связи особую тревогу вызывает состояние здоровья детей и подростков.

На 10 000 тысяч человек населения отмечалось 6500 случаев заболеваний школьников. По экспертной оценке ведущих педагогов в нашей стране только 35-45% учащихся старших классов способны освоить программу общеобразовательной школы по всем предметам. Из поступивших в 1-й класс примерно 27-30% детей отставало в интеллектуальном развитии.

Объективно возникает необходимость создания различных форм компенсирующего обучения и охраны здоровья детей. Современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических отношений.

Закон об образовании, специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей школ принципиально новых подходов к управлению школой. Нужно разобраться, в чем сущность современной школы, современного уровня руководства. Прежде всего “Закон об образовании” требует установления стандарта образования.

Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений. Стандарт образования представляет собой содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования. Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, профессиональную подготовку, начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование, на дополнительное образование.

Закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования, т.е. право на: — уважение человеческого достоинства; — свободу совести и информации; — свободное выражение собственных мнений и убеждений; — свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; — получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов; — охрану здоровья.

Некоторые права учащихся, отражающие конституционное право на объединение, свободу труда в Законе «Об образовании» раскрываются через введение запретительных норм. Не допускается принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях. Запрещается привлекать обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без их согласия и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Федеральным законом

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

закрепляются меры и гарантии защиты прав ребенка в области образования и воспитания: — учащиеся старше восьми лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и религиозными организациями), и администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию; — учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка; — учащиеся, не согласные с решением администрации образовательного учреждения, вправе через своих выборных представителей обратиться в уполномоченные государственные органы за содействием и помощью; — учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом образовательного учреждения, и администрация не может препятствовать их проведению, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному процессам; — учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов; в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей) должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка. Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г.

№ 393, Правительство России примет меры к реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для: — бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством России; — равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней независимо от места жительства и уровня доходов семьи; — получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Доступность качественного образования означает также государственные гарантии: 1) обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы; 2) обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность; 3) социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических); 4) бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек. Список литературы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Александрова О.А. Образование: доступность или качество — последствия выбора // Знание.

Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 83—93. 3. Бердашкевич А.О федеральных государственных стандартах третьего поколения / А.

Бердашкевич / / Российское образование. — 2008. — N 3. — С. 43-49 4. Бордовская Н.В., Реан А.А.

Педагогика. — СПб.; М.,2000. 5. Блинов В. Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации / В.

Блинов / / Высшее образование в России. — 2008. — N 1. — С. 44-50 6. Гетьман В.Г. К вопросу разработки нового поколения Государственного образовательного стандарта (специальность 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») / В.Г.

Гетьман / / 7. Экономический анализ: теория и практика. — 2004. — N16. — С. 2-9. — Начало. Окончание: N 17. — С. 48-56 8.

Гребнев Л. Федеральный образовательный стандарт: от Перечня направлений (специальностей) — к Баглай М.

В., Конституционное право Российской Федерации, — М.: Норма, 2007.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+