Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Разница между 223 фз и 44 фз

Разница между 223 фз и 44 фз

Чем отличается 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?

В чем принципиальное отличие? 44-ФЗ Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков. Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

223-ФЗ Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков.

Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика. Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Найти подходящие закупки Кто заказчик? 44-ФЗ Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения 223-ФЗ

  1. государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  2. бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.
  3. организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  4. субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),

Кто поставщик? 44-ФЗ и 223-ФЗ Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые.

У каких участников приоритет? 44-ФЗ

  1. социально ориентированные некоммерческие организации.
  2. субъекты малого предпринимательства,
  3. поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  4. организации инвалидов,
  5. учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

223-ФЗ

  1. поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  2. субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые (с конца марта 2021)

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 20% совокупного годового объема договоров.

Способы закупок 44-ФЗ Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

  1. открытые конкурсы
  2. запросы предложений
  3. многоэтапные конкурсы
  4. закрытые конкурсы
  5. конкурсы с ограничением участия
  6. закрытые конкурсы с ограничением участия
  7. запросы ценовых котировок
  8. электронные аукционы
  9. аукционы в закрытой форме

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.

223-ФЗ В положении о закупке заказчик прописывает все варианты конкурентных и неконкурентных способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика.

Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  1. аукционов,
  2. запросов предложений,
  3. запросов котировок.
  4. конкурсов,

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Конкурентные закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше видами закупок. На каких ЭТП заказчики проводят торги? 44-ФЗ 8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ.
44-ФЗ 8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ.

Для работы на плоащдках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок.

Регистрация бесплатна. 223-ФЗ Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою».

На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату. Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок.

Для работы на этих ЭТП в секциях закупок у МСП также нужна регитстрация в ЕИС. Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах? 44-ФЗ Квалифицированная электронная подпись (КЭП). 223-ФЗ Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).

223-ФЗ Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП). Сроки подачи заявок 44-ФЗ Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

223-ФЗ Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку. Какую отчетность предоставляют заказчики?

44-ФЗ Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  1. по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  2. документы о приемке работ,
  3. отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

223-ФЗ Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  1. договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  2. заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.
  3. заключенных договоров,

До 1 февраля года следующего за отчетным заказчики размещают:

  1. годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
  2. годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442).

Обеспечение исполнения заявки и контракта 44-ФЗ Обеспечение заявки Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:

  1. 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.
  2. от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
  3. от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет.

Выбрать банк можно бесплатно в нашем сервисе. Обеспечение контракта и гарантийных обязательств Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.

Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

  1. предоставить банковскую гарантию.
  2. внести денежные средства на счет заказчика,

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те СМП, кто имеет опыт исполнения контрактов.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина).

Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru. Стоимость участия Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  1. 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без НДС).
  2. 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (без НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.

223-ФЗ Обеспечение заявки Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. при нмц выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от нмц. участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет> Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет.

В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика. Обеспечение контракта Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.

Стоимость участия В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки.

В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие. Возможность изменения, расторжения контракта 44-ФЗ Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.
Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя. 223-ФЗ Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.

Можно ли обжаловать действия заказчика?

44-ФЗ Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС.

Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней.

Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение. 223-ФЗ Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках.

Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ). В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Закупки госучреждений по закону №223‑ФЗ

Закрыть Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока. Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.

Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела. Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать Фред ДеЛюка Основатель Subway Подписка на уведомления о новых статьях Подписаться Мне не интересно

Ольга Покидова 15 мая 2014 В каких случаях и по каким правилам можно применять закон №223-ФЗ? В чем его отличие от закона №44-ФЗ?

С 1 января 2014 года бюджетные и автономные учреждения получили возможность в дополнение к закону при соблюдении определенных условий производить госзакупки по Федеральному закону . Закон №44-ФЗ — это достаточно жесткий закон, накладывающий серьезные ограничения к способам осуществления закупок, а также к суммам и объемам закупок товаров, работ, услуг.

Обязательным условием является обоснование начальной цены контракта, описание полных функциональных характеристик товаров, работ, услуг. На его фоне закон №223-ФЗ выглядит более мягким.

Например, обосновывать закупки закон не требует, план закупок может быть изменен по любой причине и в любое время. Также, согласно закону, не требуется обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Преимуществом закона №223-ФЗ по сравнению с законом №44-ФЗ является возможность внесения изменений в уже заключенный с поставщиком контракт — продление срока, увеличение цены, изменение объема и др. Если вы уже работали с госзакупками по закону №44-ФЗ, то освоить применение закона №223-ФЗ вам будет несложно. Изначально предполагалось, что закон №223-ФЗ будут применять госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий, иначе говоря, коммерческие организации, находящиеся в сфере интересов государства или осуществляющие регулируемые виды деятельности.

В настоящее время ст.15 закона №44-ФЗ позволяет бюджетным и автономным учреждениям часть закупок вывести под закон №223-ФЗ, согласно которому закупки можно осуществлять за счет грантов и средств от приносящей доход деятельности (кроме средств ОМС).

При этом нужно отметить, что для московских заказчиков закон №223-ФЗ не работает, они должны работать только в соответствии с законом №44-ФЗ. Прежде всего, бюджетное или автономное учреждение должно разработать Положение о закупке и план закупки. Далее направить Положение своему учредителю на утверждение.
Далее направить Положение своему учредителю на утверждение. Следующий этап — разместить Положение о закупке и план закупки в ЕИС ().

Если данную процедуру провести в течение текущего года, то по закону №223-ФЗ можно осуществлять закупки с 1 января 2015 года. На у бюджетного учреждения, желающего осуществлять закупки по двум законам, должны быть зарегистрированы два личных кабинета — по закону №44-ФЗ и по закону №223-ФЗ. Для второго кабинета понадобится новая , которую необходимо будет приобрести за свой счет, потому что Федеральное казначейство бесплатно выдает электронные подписи только для регистрации кабинета по закону №44-ФЗ.

Обратим внимание на то, что основным требованием закона является обязанность Заказчика размещать на информацию о закупках и отчеты о закупках товаров, работ, услуг.

Заказчик должен размещать такие отчеты ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Прежде всего, отметим различия в составлении плана-графика.

По закону №44-ФЗ требуется годовой план-график на 2014 и 2015 гг.

по правилам закона №94-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Минэкономразвития и Федеральным казначейством. С 2016 года в дополнение к плану-графику по закону №44-ФЗ госучреждения должны формировать трехлетний план закупок, который нужно будет согласовывать с главным распорядителем бюджетных средств, и однолетний план-график.

Отличие плана закупок на год, составляемого по правилам закона №223-ФЗ, в том, что он намного проще и во многом именно заказчик определяет, как он будет выглядеть.

Отметим, что с 2015 года план закупок лекарственных средств, инновационной и высокотехнологичной продукции, согласно закону №223-ФЗ, формируется на 5-7 лет, в 2014-м — на 3 года.

При этом закон позволяет в любое время вносить изменения в такие долгосрочные планы, поскольку основания для внесения изменений в планы бюджетные и автономные учреждения устанавливают сами в Положении о закупке. Соответственно, по мере появления потребностей план можно будет изменять и дополнять.

По закону №44-ФЗ каждая закупка подлежит обоснованию (внутри плана закупки и плана-графика закупки) в части отнесения к одной из трех основных целей:

  1. выполнение международных соглашений и иных обязательств международного характера;
  2. выполнение и реализация функций и полномочий государственных органов и муниципальных органов.
  3. выполнение государственных программ и муниципальных программ;

Обосновывать закупку и рассчитывать цену по жестким правилам закона №44-ФЗ требуется по всем видам закупок, даже по тем, стоимость которых не превышает 100 000 руб.

Закон №223-ФЗ, наоборот, обоснования закупок не требует: бюджетные и автономные учреждения не должны объяснять, зачем потребовались товар, работа или услуга. И наконец, описание закупки по закону №44-ФЗ должно быть нейтральным, объективным, без торговых наименований. Характеристики закупки не должны указывать на конкретный товар конкретного производителя, иначе, по мнению ФАС, произойдет ограничение конкурентной борьбы.

При закупке лекарственных средств, например, можно пользоваться только международным непатентованным наименованием. Если же осуществлять закупку по закону 223-ФЗ, то описание товаров, работ, услуг может быть любым, в том числе с прямым указанием на торговое наименование, производителя, страну происхождения. По закону №44-ФЗ все 11 способов и условия их применения определены, а главное — четко ограничены перечень и случаи, когда закупки могут осуществляться у единственного поставщика.

И наоборот, закон №223-ФЗ никоим образом не ограничивает заказчика в плане возможностей закупок у единственного поставщика, нужно лишь перечень, случаи и основания закупок отразить в Положении. Способы закупок бюджетные и автономные учреждения тоже могут определять самостоятельно.

Есть лишь одно ограничение — в Положении о закупке должны быть обязательно прописаны процедуры проведения конкурсов и аукционов.

В ст.95 закона №44-ФЗ изменение контракта и его существенных условий строго определены. Данные ограничения распространяются и на закупки у единственного поставщика. А закон №223-ФЗ не только не ограничивает случаи возможности изменения договора, но и прямо говорит о том, что договор может меняться в части цены, сроков, объемов товаров, работ, услуг.

В каких случаях возможны изменения, следует указать в Положении о закупке, размещенном на .

Иногда может возникнуть необходимость произвести закупку одновременно за счет двух источников финансирования (первый источник финансирования — субсидии, полученные на выполнение госзадания, второй — средства от приносящей доход деятельности). К сожалению, в рамках одного договора это сделать не получится.

В данном случае бюджетное или автономное учреждение должно произвести закуп только по закону №44-ФЗ.

Либо есть еще один вариант — разбить саму закупку на части.

Тогда в Положении о закупке нужно предусмотреть такой момент: основанием закупки у единственного поставщика по закону №223-ФЗ является заключение договора с поставщиком, с которым уже заключен договор по закону №44-ФЗ. Ольга Покидова, менеджер по развитию направления «» компании «СКБ Контур» Попробуйте демо-версию бесплатно!

Загрузить ещё

223-ФЗ и 44-ФЗ основные отличия.

29 августаВ этой публикации мы рассмотрим основные отличия, с точки зрения участника госзакупок, двух законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые регулируют систему государственных и муниципальных закупок. Основные отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ с точки зрения назначения законов. 1) Федеральный закон 44-ФЗ полностью регулирует все закупки и процедуры закупок государственных и муниципальных учреждений.

2) Федеральный закон 223-ФЗ регулирует только общие принципы организации закупок. Заказчики самостоятельно разрабатывают положение о закупках для своей компании.

Кто является заказчиком и поставщиком госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ? 1) По 44-ФЗ – это государственные и муниципальные бюджетные учреждения.2) По 223-ФЗ – это предприятия с долей участия гос-ва более 50%, компании, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т.д.), организации субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные компании, газовые компании и т.п.), бюджетные организации, проводящие закупку за счет внебюджетных средств (собственные средства, средства субподряда, полученные гранты и т.п.). 3) Поставщиками работ, услуг и товаров в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут быть юридические и физические лица индивидуальные предприниматели.

Какие существуют видызакупочных процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ?1) Закупочные процедуры по 44-ФЗ: • электронный аукцион;• запрос предложений;• запрос котировок;• открытый конкурс;• аукцион в закрытой форме;• конкурс с ограниченным участием;• многоэтапный конкурс;• закрытая форма конкурсов;• закрытый конкурс с ограничением участия;• закупка у единственного поставщика.2) Закупочные процедуры по 223-ФЗ: • электронный аукцион;• запрос предложений;• запрос котировок;• открытый конкурс;• аукцион в закрытой форме;• конкурс с ограничением участия;• многоэтапный конкурс;• закрытая форма конкурсов;• закрытый конкурс с ограничением участия.Торговые площадки (ЭТП) для закупочных процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ.1) Для госзакупок по 44-ФЗ существуют 5 площадок:• Сбербанк-АСТ• РТС-Тендер• Роселторг• ММВБ• ЗаказРФ2) Для закупок по 223-ФЗ более 170 площадок, причем закон не ограничивает заказчика в выборе площадки. В отличие от площадок для тендеров по 44-ФЗ, которые абсолютно бесплатны для регистрации и использования поставщиками, площадки для торгов по 223-ФЗ могут быть и бесплатными и платными.

Сроки закупочных процедур по 44-ФЗ и 223-ФЗ.1) Все этапы закупок от подачи заявки до подписания контракта по 44-ФЗ имеют жестко регламентированные сроки, нарушение которых влечет за собой различные санкции.

2) Что касается сроков процедур госзакупок по 223-ФЗ, то заказчик самостоятельно устанавливает и прописывает сроки в положении о закупках, которым в дальнейшем руководствуются участники и сам заказчик.Размеры и способы обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ.1) Федеральный закон 44-ФЗ строго регламентирует размеры и способы обеспечения исполнения контракта.

В свою очередь способ обеспечение: банковская гарантия, или внесение д/с на счет заказчика – исполнитель контракта выбирает сам. 2) В закупках по 223-ФЗ размер и способ обеспечения контракта устанавливается заказчиком, поэтому у исполнителя контракта, по сути, нет выбора.

Возможности изменить, или расторгнуть контракт по 44-ФЗ и 223-ФЗ.1) По 44-ФЗ существенные условия контракта (сроки выполнения и цены) не могут быть изменены. Условия расторжения контракта могут прописываться заказчиком в проекте контракта согласно 44-ФЗ.

2) По 223-ФЗ возможности изменения условий договора прописываются в положении о закупке заказчиком. Изменения существенных условий договора согласовываются с поставщиком.3) Что касается вопроса расторжения контракта, и в том и в другом случае, это возможно по разработанной в БКТендер процедуре одностороннего расторжения контракта по инициативе исполнителя без последствий, рисков и убытков.

Подробно об этой услуге вы можете узнать на странице нашего сайта .

Или позвоните нам по номеру: 8 800 444-19-54 (бесплатно по всей РФ) и получите бесплатную консультацию юриста по госконтрактам. Обжалование действий заказчика по 44-ФЗ, или 223-ФЗ.1) Жалобы на действия заказчика по 44-ФЗ подаются в территориальное отделение ФАС.

Все жалобы публикуются на сайте zakupki.gov.ru в течение двух рабочих дней со дня ее принятия.

На рассмотрение жалобы отводится пять рабочих дней.2) По 223-ФЗ жалобы на действия заказчика подаются также в территориальное отделение ФАС.

Сроки подачи жалоб прописываются в положении о закупках заказчика. Рассмотрение жалобы проходит также руководствуясь положением и ГК РФ.

Если вам необходимо обжаловать действия заказчика и составить жалобу в ФАС позвоните нам по номеру: 8 800 444-19-54 (бесплатно по всей РФ), или оставьте заявку на сайте и мы вам перезвоним.

223-ФЗ и 44-ФЗ: основные отличия

Унитарных предприятий, признанных государственно важными.Также закупать по 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под 44-ФЗ, но при условии, что они тратят деньги не из бюджета, а самостоятельно заработанные, полученные в виде грантов или выделенные им на найм субподрядчиков.223 закон написан общими фразами. В нем нет конкретики, а изложены только принципы, которыми должны руководствоваться заказчики, самостоятельно разрабатывая Положение о закупках на ближайший год.

Его они обязаны публиковать в ЕИС – www.zakupki.gov.ru. Государство же предоставляет таким заказчикам довольно большую свободу, так как финансирует их закупки лишь частично. Однако для поставщиков это, мягко говоря, неудобно: каждый раз приходится изучать документацию, которая может кардинально отличаться, адаптировать бизнес-процессы и продукт к новым условиям.

Но и результат того стоит: по 223-ФЗ проводятся более серьезные закупки.Главный минус 44-ФЗ для поставщика – в том, что закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников тендеров, так как заказы полностью оплачиваются из гос.бюджета. Он в 10 раз больше по объему, чем 223-ФЗ.

А любое нарушение процедур выливается в дисквалификацию, штрафы и даже включение в реестр недобросовестных поставщиков, что означает крест на тендерной (и не только) деятельности.Рассмотрим другие значимые для поставщиков отличия двух законов:Федеральный закон №44-ФЗФедеральный закон №223-ФЗКакие виды закупок предусмотрены

  1. Сбербанк-АСТ;
  2. Запрос предложений;
  3. Заказ РФ;
  4. Аукционы;
  5. Единая Электронная Торговая Площадка;
  6. РТС-тендер;
  7. Закупка у единственного поставщика;
  8. Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
  9. Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
  10. Запрос котировок;
  11. Закрытые закупки.При этом закон больше ориентирован на конкурентные виды, а популярный способ закупки у единственного поставщика ограничен статьей 93 и требует обоснования.
    • Аукционы;
    • Конкурсы.Однако заказчик может прописать в Положении регламент любого другого способа.На каких ЭТП публикуются тендеры
      • РТС-тендер;
      • Сбербанк-АСТ;
      • Единая Электронная Торговая Площадка;
      • Заказ РФ;
      • Национальная электронная торговая площадка (бывшая ММВБ);
      • Российский аукционный дом.Заказчик сам выбирает площадку. Их около 200, есть платные и бесплатные, и количество постоянно меняется.Какой тип ЭЦП необходимУсиленная неквалифицированная.Усиленная квалифицированная.Требуется ли обеспечение исполнения заявки, контрактаОбязательно для аукционов и конкурсов, в остальных случаях – на усмотрение заказчика. Поставщик может выбрать способ: деньгами или банковской гарантией. Для электронного аукциона предусмотрены только наличные.На усмотрение заказчика. Способы также описываются заказчиком в Положении о закупках.Должен ли заказчик обосновывать начальную максимальную ценуВ обязательном порядке. В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования.Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.Какие есть особенности описания предмета закупкиНельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент.Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку.Где узнать сроки подачи заявокПодробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42.Прописываются заказчиком в Положении.Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупкиМенять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения. Исключение составляют запросы предложений и закупки у единственного поставщика – для них менять условия в извещении и отменять закупку запрещено.Сроки есть только для аукционов и конкурсов. Для остальных способов определяются Положением.Возможно ли изменение условий контрактаНормы закреплены в статье 34, не предусматривают никаких изменений кроме увеличения цены контракта в определенных случаях.Заказчик может менять практически все – объем поставки, цену, сроки.У каких поставщиков есть приоритетНе менее 15% от годового объема должны составлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организацийУ НКО необходимо закупать не менее 10% годового объема и только если он больше 2 миллиардов рублей. Постановление от 1 июля 2015 года обязывает отдавать предпочтение отечественному производителю, малому и среднему бизнесу: годовой объем закупок у них должен быть не менее 18% от совокупного объема контрактов.Предусмотрены ли особые условия
        • Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
        • Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
        • Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.Не предусмотрены.читать ещё: Подписаться: сервисыКонтакты8 800 505 28 46 Сетевое издание Synapse, зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ЭЛ № ФС 77-74595 от 14.12.2018.Учредитель: ООО «Синапс» (ИНН 3528215433, КПП 352801001, ОГРН 1143528006478), главный редактор: Волкова С.В.Почтовый адрес: 162623, Вологодская обл, Череповец, Олимпийская 77; телефон: 8 (800) 505-28-46, e-mail: работаем: пн-чт с 9-00 до 17-30, пт с 9-00 до 16-30.© Synapse, 2012–202016+ЗагрузкаПожалуйста, подождите
  12. Электронный аукцион;
  13. Конкурсы;
  14. Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.Не предусмотрены.читать ещё: Подписаться: сервисыКонтакты8 800 505 28 46 Сетевое издание Synapse, зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ЭЛ № ФС 77-74595 от 14.12.2018.Учредитель: ООО «Синапс» (ИНН 3528215433, КПП 352801001, ОГРН 1143528006478), главный редактор: Волкова С.В.Почтовый адрес: 162623, Вологодская обл, Череповец, Олимпийская 77; телефон: 8 (800) 505-28-46, e-mail: работаем: пн-чт с 9-00 до 17-30, пт с 9-00 до 16-30.© Synapse, 2012–202016+ЗагрузкаПожалуйста, подождите
  15. Конкурсы.Однако заказчик может прописать в Положении регламент любого другого способа.На каких ЭТП публикуются тендеры
    • РТС-тендер;
    • Сбербанк-АСТ;
    • Единая Электронная Торговая Площадка;
    • Заказ РФ;
    • Национальная электронная торговая площадка (бывшая ММВБ);
    • Российский аукционный дом.Заказчик сам выбирает площадку. Их около 200, есть платные и бесплатные, и количество постоянно меняется.Какой тип ЭЦП необходимУсиленная неквалифицированная.Усиленная квалифицированная.Требуется ли обеспечение исполнения заявки, контрактаОбязательно для аукционов и конкурсов, в остальных случаях – на усмотрение заказчика. Поставщик может выбрать способ: деньгами или банковской гарантией.

      Для электронного аукциона предусмотрены только наличные.На усмотрение заказчика. Способы также описываются заказчиком в Положении о закупках.Должен ли заказчик обосновывать начальную максимальную ценуВ обязательном порядке. В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования.Закон не обязывает.

      Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.Какие есть особенности описания предмета закупкиНельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент.Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку.Где узнать сроки подачи заявокПодробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42.Прописываются заказчиком в Положении.Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупкиМенять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения.

      Исключение составляют запросы предложений и закупки у единственного поставщика – для них менять условия в извещении и отменять закупку запрещено.Сроки есть только для аукционов и конкурсов.

      Для остальных способов определяются Положением.Возможно ли изменение условий контрактаНормы закреплены в статье 34, не предусматривают никаких изменений кроме увеличения цены контракта в определенных случаях.Заказчик может менять практически все – объем поставки, цену, сроки.У каких поставщиков есть приоритетНе менее 15% от годового объема должны составлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организацийУ НКО необходимо закупать не менее 10% годового объема и только если он больше 2 миллиардов рублей. Постановление от 1 июля 2015 года обязывает отдавать предпочтение отечественному производителю, малому и среднему бизнесу: годовой объем закупок у них должен быть не менее 18% от совокупного объема контрактов.Предусмотрены ли особые условия

      • Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
      • Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
      • Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.Не предусмотрены.читать ещё: Подписаться: сервисыКонтакты8 800 505 28 46 Сетевое издание Synapse, зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ЭЛ № ФС 77-74595 от 14.12.2018.Учредитель: ООО «Синапс» (ИНН 3528215433, КПП 352801001, ОГРН 1143528006478), главный редактор: Волкова С.В.Почтовый адрес: 162623, Вологодская обл, Череповец, Олимпийская 77; телефон: 8 (800) 505-28-46, e-mail: работаем: пн-чт с 9-00 до 17-30, пт с 9-00 до 16-30.© Synapse, 2012–202016+ЗагрузкаПожалуйста, подождите
  16. Национальная электронная торговая площадка (бывшая ММВБ);
  17. Российский аукционный дом.Заказчик сам выбирает площадку. Их около 200, есть платные и бесплатные, и количество постоянно меняется.Какой тип ЭЦП необходимУсиленная неквалифицированная.Усиленная квалифицированная.Требуется ли обеспечение исполнения заявки, контрактаОбязательно для аукционов и конкурсов, в остальных случаях – на усмотрение заказчика.

    Поставщик может выбрать способ: деньгами или банковской гарантией.

    Для электронного аукциона предусмотрены только наличные.На усмотрение заказчика. Способы также описываются заказчиком в Положении о закупках.Должен ли заказчик обосновывать начальную максимальную ценуВ обязательном порядке. В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования.Закон не обязывает.

    Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.Какие есть особенности описания предмета закупкиНельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент.Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку.Где узнать сроки подачи заявокПодробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42.Прописываются заказчиком в Положении.Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупкиМенять извещение или отменять тендер разрешено.

    Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения. Исключение составляют запросы предложений и закупки у единственного поставщика – для них менять условия в извещении и отменять закупку запрещено.Сроки есть только для аукционов и конкурсов.

    Для остальных способов определяются Положением.Возможно ли изменение условий контрактаНормы закреплены в статье 34, не предусматривают никаких изменений кроме увеличения цены контракта в определенных случаях.Заказчик может менять практически все – объем поставки, цену, сроки.У каких поставщиков есть приоритетНе менее 15% от годового объема должны составлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организацийУ НКО необходимо закупать не менее 10% годового объема и только если он больше 2 миллиардов рублей. Постановление от 1 июля 2015 года обязывает отдавать предпочтение отечественному производителю, малому и среднему бизнесу: годовой объем закупок у них должен быть не менее 18% от совокупного объема контрактов.Предусмотрены ли особые условия

    • Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
    • Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
    • Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.Не предусмотрены.читать ещё: Подписаться: сервисыКонтакты8 800 505 28 46 Сетевое издание Synapse, зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ЭЛ № ФС 77-74595 от 14.12.2018.Учредитель: ООО «Синапс» (ИНН 3528215433, КПП 352801001, ОГРН 1143528006478), главный редактор: Волкова С.В.Почтовый адрес: 162623, Вологодская обл, Череповец, Олимпийская 77; телефон: 8 (800) 505-28-46, e-mail: работаем: пн-чт с 9-00 до 17-30, пт с 9-00 до 16-30.© Synapse, 2012–202016+ЗагрузкаПожалуйста, подождите

Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: десять главных отличий

Заказчики — это первая и главная разделительная линия.

Она прослеживается уже в названии Федерального закона №223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

.

По 44-ФЗ работают большинство государственных и муниципальных заказчиков, а по 223-ФЗ — только некоторые из них.

  1. публично-правовые компании;
  2. федеральные унитарные предприятия из перечня, утверждённого Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р в редакции от 30.09.2019.
  3. естественные монополии;
  4. госкорпорации;
  5. бюджетные учреждения и унитарные предприятия — только при проведении закупок за счёт безвозмездно полученных средств, за счёт собственных доходов или для привлечения субподрядчика;
  6. автономные учреждения;
  7. ресурсоснабжающие организации и операторы ТКО/ТБО;
  8. госкомпании;
  9. компании с долей участия государства, субъекта РФ или муниципального образования более 50%;
  1. государственные и муниципальные органы власти;
  2. Росатом и Роскосмос;
  3. бюджетные учреждения и унитарные предприятия, которые не могут провести закупки в соответствии с 223-ФЗ.
  4. государственные внебюджетные фонды;
  5. государственные и муниципальные казённые учреждения;

Основной состав участников — одинаковый и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ: юридические, физические лица и ИП.

Отличия — в ограничениях: 44-ФЗ запрещает участвовать в закупках офшорным компаниям, а 223-ФЗ — нет. Кроме того, в закупках по 223-ФЗ можно участвовать коллективно (группой) на стороне одного участника, чего 44-ФЗ не предусматривает.Оба закона предоставляют субъектам малого и среднего бизнеса особые условия участия в закупках.

Но есть и некоторые особенности.

  1. разрешено не предоставлять денежное обеспечение, если у субъекта МСП есть подтверждённый положительный опыт участия в закупках и отсутствуют нарушения;
  2. минимальная доля закупок у МСП — 15% годового объема;
  3. размер обеспечения контракта устанавливается исходя из его цены, а не НМЦ (начальной максимальной цены).
  1. обеспечение может не предусматриваться, но если есть, то обеспечение заявки не должно превышать 2% от НМЦ договора, а обеспечение договора — 5% от НМЦ или составлять сумму аванса.
  2. минимальная доля закупок у МСП — 20% или, если участвуют только субъекты МСП, 18% годового стоимостного объёма договоров;

44-ФЗ перечисляет все виды процедур и строго регламентирует каждую.

  1. запрос котировок, в том числе в электронной форме;
  2. электронный аукцион;
  3. закупка у единственного поставщика.
  4. запрос предложений;
  5. конкурс в обычной и электронной формах: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный;
  6. закрытые конкурсы и аукционы (все их виды);

223-ФЗ регламентирует только некоторые виды процедур: конкурентные (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений), в том числе в электронной форме, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика.

Но при этом оставляет за заказчиками право самостоятельно выбирать другие виды процедур, главное — предусмотреть их положением о закупке.Торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ проходят на восьми федеральных ЭТП. Единое информационное обеспечение закупок осуществляется посредством ЕИС.Для удобства работы в ЕИС внутри системы идёт разграничение по закупкам в порядке 44-ФЗ и 223-ФЗ, поэтому в отдельных разделах публикуются:

  1. положения о закупках согласно 223-ФЗ;
  2. реестр контрактов/договоров;
  3. планы закупок;
  4. нормативно-правовые акты.

44-ФЗ устанавливает единые для всех заказчиков и участников правила проведения торгов и заключения контрактов.

223-ФЗ — это рамочное регулирование процедур, только самые важные моменты.

Конкретику нужно искать в положении о закупке, которое разрабатывает и утверждает каждый заказчик самостоятельно.

  • Обеспечение контракта — деньги или банковская гарантия.
  • Заказчик обязан обосновать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) независимо от процедуры.
  • Основной способ борьбы с демпингом — подтверждение добросовестности или предоставление увеличенного обеспечения.
  • Обеспечение заявки требуется для аукционов и конкурсов при НМЦК более 5 млн рублей.
  • Закон не требует обосновывать НМЦК — необходимость этого должна быть прописана в положении о закупке.
  • Обеспечение заявки требуется при НМЦК более 5 млн рублей.
  • Правила обеспечения договора указываются в положении о закупке.
  • Способы борьбы с демпингом заказчик вправе определить самостоятельно в положении о закупке.

По 44-ФЗ контракт должен быть подписан строго в порядке, предусмотренном законом.

Нельзя менять существенные условия по ходу исполнения контракта, если для этого нет оснований, изложенных в ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ. Контракт можно расторгнуть в трёх случаях: по судебному решению, соглашению сторон или в случае одностороннего отказа.Федеральный закон №223-ФЗ более лоялен к процедурам заключения, изменения и расторжения договора.

Правила заключения договора указываются в положении о закупке. Стороны вправе согласовать и изменить условия исполнения договора, если это не нарушает закон.

Основания расторжения договора прописываются в договоре. По закону расторгнуть контракт можно в судебном порядке, если одна из сторон существенно нарушает его условия.44-ФЗ подробно регулирует процедуру обжалования (статья 105). Основной орган для обращений — Федеральная антимонопольная служба России.В случае нарушений 223-ФЗ необходимо руководствоваться положениями статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ.

Орган для подачи жалоб — тоже ФАС, но процедура обжалования несколько отличается.

Помимо обращений в антимонопольный орган, участник закупки может направить жалобу в порядке ведомственного контроля — в орган власти, которому подконтролен заказчик. Считается, что по 44-ФЗ работать проще. В госзакупках, которые проводятся в рамках этого закона, все требования, процедуры и условия чётко прописаны и едины для всех.

Применять 223-ФЗ на практике сложнее.

Недостаточно знать только его положения, нужно обращаться к постановлениям Правительства, которые регулируют отдельные вопросы применения закона и конкретизируют его нормы.

Также нужно изучать положение о закупке каждого заказчика, с которым предстоит взаимодействовать. Порой приходится обращаться и к другим законам, как, в частности, «О защите конкуренции».

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+