Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Видыадминистративно правовых норм

Видыадминистративно правовых норм

Административное право России

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Административно-правовые нормы могут быть подразделены на определенные виды по различным основаниям. В зависимости от юридического назначения административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: их права, обязанности, ответственность, основы взаимоотношений. Процессуальные нормы административного права регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотренных материальными нормами административного права (например, порядок рассмотрения жалоб государственными органами и их должностными лицами).

Материальные и процессуальные административно-правовые нормы взаимосвязаны.

При этом процессуальные нормы выступают в качестве важной правовой формы гарантий наиболее полной реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами. По юридическому содержанию предписания нормы административного права подразделяются на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные. Обязывающая норма содержит предписание субъектам, на которых оно распространяется, действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме (например, обязанность владельца транспортного средства зарегистрировать его в учреждении ГИБДД).

Запрещающая норма содержит предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой (например, запрещены на территории Российской Федерации оборот в качестве гражданского и служебного оружия видов оружия, определенных Федеральным законом «Об оружии», изъятие у гражданина РФ паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ, и т.д.). Уполномочивающая норма содержит предписание, позволяющее субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению (например, норма, закрепляющая право гражданина на обжалование действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих его права). Для субъектов публичной власти такое предписание может включать в его обязанность избрать тот или иной вариант действий, указанный в норме (например, применить одно из альтернативных наказаний, предусмотренных за соответствующее административное правонарушение.

См., например, ст. 14.22 КоАП РФ).

Уполномочивающие нормы необходимо отличать от нормы, относящейся к формированию компетенции субъекта публичной власти. Например, норму постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г., которой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регистрации юридических лиц было признано МНС РФ.

Например, норму постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г., которой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регистрации юридических лиц было признано МНС РФ. Стимулирующие нормы содержат предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности (поведения).

Это различные меры поощрения, применение налоговых, тарифных льгот и т.д. Своеобразное стимулирующее воздействие на субъектов могут оказывать также меры административного принуждения, в частности, административные наказания и дисциплинарные взыскания.

Рекомендательные нормы содержат правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений (действий) с точки зрения их эффективности. По характеру диспозиции административно-правовые нормы делятся на императивные, т.е. содержащие строго определенные предписания, не подлежащие изменению по усмотрению субъектов, и диспозитивные, позволяющие субъектам отношений самим определить содержание, порядок и условия своего поведения.

например, нормы о соглашении между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ о передаче ими осуществления тех или иных полномочий.

В случае, если такого рода соглашения не заключены, они обязаны сами осуществлять соответствующие полномочия.

По степени общности выражения правила поведения различают общие и специальные административно-правовые нормы. В случае коллизий между такими нормами должны применяться, но общему правилу, специальные нормы. Разумеется, что речь идет о нормах равной юридической силы.

По степени полноты изложения правил поведения различают определенные и бланкетные нормы, т.е. в которых само правило поведения не установлено, но дана отсылка к определенным правилам либо указано, какой государственный орган или орган местного самоуправления может их установить.

В зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления различаются административно-правовые нормы общефедерального значения, республиканские субъектов РФ, региональные, местные.

По юридической силе выделяются нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах. По этому критерию они могут быть конкретизированы с учетом иерархии и компетенции органов и должностных лиц, издающих правовые акты, содержащие соответствующие нормы. В зависимости от адресатов выделяются, в частности, нормы, устанавливающие административно-правовое положение физических лиц; органов государственного управления и местного самоуправления; государственных и муниципальных служащих; организаций.

С учетом сферы действия надо различать общеобязательные нормы, действие которых распространяется на все регулируемые ими отношения, и внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа, в его внутренних пределах.

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на ограниченные и не ограниченные сроком действия. По своему целевому назначению различаются нормы, предназначенные для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе, и нормы, устанавливающие ответственность за определенные виды правонарушений и в качестве таковых также нацеленные на развитие указанных процессов.

Понятие, особенности и виды административно-правовых норм в механизме административно-правового регулирования

Как работает сервис Схема административно-правового регулирования общественных отношениях включает в себя следующих два момента:

  • нормы административно-правового характера;
  • отношения административно-правового характера, а также защиту подобных отношений в тех случаях, когда поведение субъектов административно-правовых отношений имеют достаточно деформированное правосознание.

Как и любая другая норма, административно-правовая норма выглядит как строго установленное, либо санкционированное страной правило поведения, которое распространяется на нечеткий круг субъектов, и рассчитанное на многоразовое применение.

Похожесть административно-правовых норм с нормами отраслей самого права объясняется тем, что административное право это одна из базовых отраслей права в РФ. Нормы, которые его составляют, обычно, отвечают всем общим теоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социальной и политической сущности и роли в обществе. Вместе с общностью, имеют место и иные особенности административно-правовых норм, если сравнивать их с нормами различных других отраслей права.

Главной особенностью является то, что вышеуказанные нормы имеют собственный предмет регулирования, именно в тех отношениях в обществе, которые те же правоведческие нормы и регулируют. К особенностям, которые выделяют нормы, можно отнести императивный (повелительный) характер. Именно последний факт отличает их от гражданско-правовых норм, где отражаются и закрепляются равные позиции, а также проявляется полная независимость воли участников регулируемых отношений.

Императивный характер административно-правового регулирования, вовсе не всегда связан с приведением в действие государственных полномочий субъектом исполнительной власти. Также, повелительный характер административно-правовых норм зачастую проявляет себя в предоставлении гражданам абсолютного права запрашивать от государственных структур власти должное поведение и образ действия, относительно конкретного гражданина.

Также, своеобразные особенности присутствуют и в самой системе административно-правовых норм. Как и абсолютно все другие правовые нормы, данные имеют гипотезу и строгую диспозицию. При этом, они часто вовсе не содержат санкции как логичные последствия ее несоблюдения. К слову, санкции представляют собой обязательный элемент системы любой нормы права.

К слову, санкции представляют собой обязательный элемент системы любой нормы права. Без наличия санкции правоведческая норма попросту не может существовать. Все санкции, грубо говоря, вынесены за все рамки содержания нормы и строго предусмотрены в иных административных актах права.

Примером вышеуказанного случая является предусмотрение санкций в законодательстве о строгой дисциплинарной и административной ответственности. Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание Согласно своих характеристик и содержания, административно-правовые нормы могут быть следующими:

  1. обязывающие;
  2. поощрительные.
  3. запрещающие;
  4. наделяющие полномочиями;

Стоить учитывать тот факт, что большинство норм являются напрямую предписывающими обязанным субъектам на постоянной основе регулярно совершать четкие положительные организационные действия. К таким нормам относятся:

  1. нормы, которые работают с порядком обращения граждан.
  2. нормы, которые имеют отношение к компетенции государственных органов и лиц, служащих там;
  3. нормы, которые вмещают сведения о порядке формирования органов;

Помимо всех вышеперечисленных, существуют и запрещающие нормы.

Их задача устанавливать недопустимые действия.

Последние подразумевают нормы нормы, которые регулируют составы административных правонарушений и базовые догмы разрешительного механизма. Существует также категория уполномочивающих нормы. К ним относят виды норм, которые предоставляют ряд определенных прав и обязанностей органам, должностным лицам, а также конкретным гражданам.

Использовать такие полномочия они могут по своему желанию. К слову, вышеуказанные лица, вправе и отказаться от реализации таких норм.

К последним относятся нормы, которые влекут за собой возможность те, либо иные действия в плане управления по усмотрению субъекта. Последние устанавливают строгие границы полномочий.

Особой категорией уполномочивающих норм, как правило, считают поощрительные нормы. Они наделяют полномочиями конкретных субъектов на то, чтобы применять различные меры поощрения.

Базовыми характеристиками для абсолютно всех административно-правовых норм является их большое количество. А также огромное число и разнообразность форм их групп, структурности и кодификации. Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Виды административно-правовых норм и их особенности.

Виды административно-правовых норм Можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации.

Проблема классификации административно-правовых норм хорошо исследована в юридической литературе и изучена мноими правоведами.

1. Наиболее традиционна классификация норм на: а) материальные, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административных отношений (их правовой статус), порядок взаимодействия и функционирования субъектов исполнительной власти и т.д.; б) процессуальные, регламентирующие процедуру реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.

2. В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы: а) обязывающие, т.е.

содержащие юридическое предписание действовать в установленных рамках.

Например, создаваемое юридическое лицо обязано пройти государственную регистрацию; б) запретительные, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий. Например, запрещается нарушать правила дорожного движения; в) уполномочивающие (дозволительные), т.е. предоставляющие возможность лицу действовать по своему усмотрению, хотя и в установленных рамках.

предоставляющие возможность лицу действовать по своему усмотрению, хотя и в установленных рамках.

Например, во многих нормах предусматривается право гражданина обжаловать действия (бездействие) должностных лиц. И каждый гражданин сам решает, воспользоваться этим правом или нет. Если он решает воспользоваться, то должен это сделать в определенном порядке и в установленные сроки; г) стимулирующие, обеспечивающие должное поведение субъектов отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия; д) рекомендательные, т.е.

дающие возможность поиска наиболее целесообразных вариантов решения поставленных задач. Например, рекомендации по организации наиболее эффективной работы различных структур в системе исполнительной власти.

3. По адресу выделяются административно-правовые нормы, регулирующие: а) административно-правовой статус гражданина; б) административно-правовой статус коммерческих организаций; в) административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций; г) административно-правовой статус органов исполнительной власти; д) административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений; е) административно-правовой статус государственных служащих; ж) различные вопросы организации и деятельности звеньевисполнительной власти. 4. По масштабу действия административно-правовые нормы классифицируются на: а) федеральные нормы; б) нормы субъектов РФ; в) нормы местного самоуправления. 5. По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются на: а) общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение.

Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления; б) межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве; в) отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.

6. По действию во времени: а) срочные, для которых определен срок действия; б) бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.

Классификация административно-правовых норм может быть проведена и по другим основаниям.2 

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев — особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения и функций.

1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, то есть фактически их административно-правовой статус.

В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными.

Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения. Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

Эти нормы обычно называют динамичными. Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере: Федеральный Закон

«О системе государственной службы Российской Федерации»

от 27 мая 2003 г.

определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами Российской Федерации статуса государственного служащего.

В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.

В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах. 2. По методу воздействия на поведение субъектов.

Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать их совершение. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные.

По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие:

  1. — поведение граждан;
  2. — деятельность государственных служащих.
  3. — деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
  4. — деятельность общественных и религиозных организаций;

Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

3. По форме предписания административно-правовые нормы делятся, прежде всего, на императивные (категоричные) и рекомендательные. Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений. Пример: п. 2.7 Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г.

Пример: п. 2.7 Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г.

N 1090 «О правилах дорожного движения» водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Диспозитивных норм, предоставляют возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы.

Они в административном законодательстве встречаются относительно редко.

4. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории РФ.

На территориях субъектов РФ действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов РФ. В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями.

Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами — членами СНГ. 5. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, то есть с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо отмены.

В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия, например, Федеральными конституционными законами «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного или военного положения. Законную силу административно-правовые нормы приобретают, либо с момента подписания содержащих их нормативных актов, либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу. В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР.

В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации. Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.

  1. — общие, то есть распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;
  2. — общефедеральные нормы;
  3. 7. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:
    • — общие, то есть распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;
    • — межотраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т.п.;
    • — отраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств).
  4. — межотраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.

    Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т.п.;

  5. 6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия:
    • — общефедеральные нормы;
    • — нормы субъектов Федерации.
  6. — нормы субъектов Федерации.
  7. — отраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств).

Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений).

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации.

Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы.

Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями. Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. Предписывающие диспозиции возлагают на субъекты обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий.

Пример, согласно п. 1.5. Правил дорожного движения,

«…участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасность для движения и не причинять вред»

. Управомочивающие диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Например, согласно ст. 13 Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы».

Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия).

Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением. Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением.

Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются КоАП РФ.

Например, согласно ст. 8.1. данного Кодекса санкцией

«…за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов является назначение административного штрафа гражданам, должностным лицам и юридическим лицам»

. Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся следующие:

  1. — административное приостановление деятельности.
  2. — лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  3. — административный штраф;
  4. — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  5. — конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  6. — административный арест;
  7. — возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  8. — дисквалификация;
  9. — предупреждение;

Классификация административно-правовых норм

» Нормы административного права играют немаловажную роль в системе российского права, так как упорядочивают широкий круг разнообразных общественных отношений.

Рассмотрим, какое значение они имеют и их классификацию. Нормы административного права — это строго установленное и государством в лице уполномоченных органов, общеобязательные правила должного и возможного поведение, распространяющиеся на нечёткий круг субъектов, направленные на длительное применение, защищённые от посягательств принудительной силой государства. Значение административно-правовой нормы заключается в следующем:

  1. Регулируют процесс функционирования исполнительной ветви власти, устанавливая её правовой статус и компетенцию, процесс создания и ликвидации.
  2. Нормы административного права регулируют правоотношения в области защиты прав граждан, внешней среды и природопользования, предпринимательской деятельности, воинской службы.
  3. Нормы права определяют правовое положение предприятий, учреждений, организовывают взаимодействие с исполнительными органами. Закрепляют порядок регистрации юридических лиц, предоставления ими бухгалтерской отчётности государственным органам.
  4. Определяют субъективные права и юридические обязанности граждан, устанавливают определённые гарантии их соблюдения.
  5. Определяет, какие деяния подпадают под правонарушение, назначает меры правовой ответственности, регламентирует порядок рассмотрения по таким делам.
  6. Регулируют порядок подбора кадров, прохождения аттестации, разработки положений, должностных инструкций органами внутренних дел, госорганами.

Не будь административных норм, не соблюдались бы точные требования законности действий участников правоотношений: государственных служащих, трудовых коллективов, граждан и юридических лиц Классифицировать административно-процессуальные нормы можно по следующим основаниям: По содержанию:

  1. Материальные правовые нормы-это нормы, непосредственно устанавливающие объём права и содержание обязанностей, а также ответственность конкретных участников правоотношений.

    Например, в законе об общественных объединениях, говорится, что участниками могут быть граждане и юридические лица, выразившие поддержку идеям, этого объединения, участвующие без какого-либо оформления.

  2. Процессуальные правовые нормы — определяют порядок, методы реализации норм материального права. Например, согласно КоАП потерпевший имеет право, знакомится с материалами дела, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью представителя.

По методу воздействия на поведение субъектов:

  1. Дозволительные — предусматривает несколько вариантов поведения, но окончательный выбор делает лицо на своё усмотрение. Так, в жилой зоне пешеходам разрешается передвигаться как по тротуарам, так и по проезжей части.

    Кроме того, в Конституции РФ закреплено, что каждый может свободно выбирать язык для общения, обучения и воспитания.

  2. Стимулирующие — обеспечивают должное поведение участников правоотношений, посредством предоставления материальных, оздоровительных, моральных благ. Например, сотруднику полиции имеющему звание «Почётный сотрудник органов внутренних дел РФ» выплачивается ежемесячная надбавка, предоставляется право на бесплатное протезирование зубов, санаторно-курортное лечение.
  3. Рекомендательные — предоставляют возможность самостоятельно принять решение по выполнению предписания. Например, велосипедистам и владельцам мопедов при движении в тёмное время суток, и при ограниченной видимости, рекомендуется иметь с собой светоотражающие элементы, обеспечивающие видимость иным средствам передвижения.
  4. Запрещающие — предусматривают запрет на осуществление тех или иных действий.

    Так, водителю запрещается управлять транспортным средством в нетрезвом состоянии.

  5. Обязывающие — повелевают совершать только те действия, которые прямо указаны в законе.

    Например, работники полиции обязаны использовать в своей деятельности современные информационные системы.

По действию во времени

  1. Срочные — вводимые в действие на определённый срок, период.

    Например, вводится Постановлением администрации г.Ижевска N 462 временное ограничение с 10 апреля по 10 мая 2021 года на движение транспортного средства предельная масса, которого составляет 6 тонн. В связи с тем, что снижается несущая способность дорог.

  2. Бессрочные — действуют от того времени пока в них не внесут официально изменения либо отменят, специализированные органы соответствующим распоряжением. Например, положения Конституции РФ.

По форме предписания

  1. Диспозитивные — это правила поведения, указанные в законе, с допускаемой возможностью формирования другой формы поведения.

    Так, в административном процессуальном кодексе сказано, что стороны по своему усмотрению, могут заключить мировое соглашение.

  2. Императивные — это нормы, выражающиеся в строго категорических предписаниях, действующие независимо от желания субъектов. Например, сотруднику полиции запрещено подстрекать, склонять, побуждать к совершению противоправных действий.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 ) Понравилась статья?

Поделиться с друзьями: Общество осознало, что все проблемы, настигающие человечество, будь то экономический или демографический кризис, разрушение озонового Административно-правовые отношения являются неотъемлемой частью жизни любого человека.

Он вступает в них при рождении Случаются ситуации, когда без юридических услуг просто не обойтись. Далеко не каждый гражданин способен Для получения прибыли от предпринимательской деятельности организация должна иметь на своём балансе определённое имущество. В В России любая коммерческая или некоммерческая организация имеет конкретное правовое положение и форму организации, Каждое государство имеет собственную исторически обоснованную правовую структуру.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+