Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья

Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья

Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья

Категории детей с ОВЗ

Рассмотрим сводную классификационную таблицу « и их особенности»

  1. органическое поражение зрительного анализатора
  2. незрячие и слабовидящие
  3. не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.

Восприятие

  1. осязательно-двигательное и двигательно-слуховое
  2. нет полноты, целостности

Мышление

  1. практически-действенное при действии с предметами
  2. нет целостности
  3. не имеют обоснованных суждений и заключений
  4. словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих
  5. сужены понятия

Речь

  1. медленное развитие
  2. формализм
  3. несоответствие слов и образов

Память

  1. ограниченный объем
  2. быстрое забывание
  3. разитая словесно-логическая
  4. плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная
  5. медленное запоминание

Внимание

  1. утомляемость
  2. хаотичность и отсутствие целенаправленности
  3. переключение на второстепенные объекты и рассеянность
  4. низкий объем
  5. преобладание нероизвольного

Движения

  1. снижена двигательная активность
  2. трудность в пространственной ориентировке и формировании двигательных навыков
  3. нет точности и координации
  4. двигательная расторможенность

Поведение

  1. возможен невроз в виде неврастении
  2. низкая дисциплина и неорганизованность
  3. суетливость
  4. отсутствие целеустремленности и сдержанности
  5. конфликтность
  1. глухие и слабослышащие
  2. нарушен вестибулярный аппарат Чтобы продолжить чтение, авторизуйтесь на сайте. Лариса Новицкая Психолог, коуч ICU Поделитесь в соц.сетях Сказать спасибо автору Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту Только зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное. Статьи автор: Сорока Мария Статьи автор: Лариса Новицкая Статьи автор: Нина Инсарова Статьи автор: Лариса Новицкая Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте Закрыть Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте Закрыть КОМПАНИЯ ПОЛЕЗНОЕ МЫ В СОЦ СЕТЯХ
  3. двустороннее нарушение слуховой функции
  4. речевое общение затруднено или невозможно

Дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями

Ограничения нормального образа жизни, хронические заболевания, вследствие которых нарушена какая-либо функция организма – довольно тяжелая ноша для человека, особенно, если страдает маленький ребенок.

Узнаем, какие существуют отличия детей-инвалидов от детей с ОВЗ. К категории инвалидов относятся малыши, которые не достигли совершеннолетия, имеющие стойкое нарушение какой-либо функции организма.

В ст. 54 Семейного кодекса РФ указано, что у инвалида существуют дефекты, патологии или последствия травм, которые ведут к ограничению жизнедеятельности и утрате осознания своего места в обществе:

  1. потере возможности двигаться, отсутствию контроля за своим поведением, невозможности обучения;
  2. полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание.

Медико-социальная справка об инвалидности оформляется по заключениям медицинских учреждений государственной, областной, городской направленности.

Решение составляют в 2 экземплярах.

Одно остается в организации, другое передают в территориальное отделение социальной защиты по месту жительства малыша.

Справка содержит информацию о присвоенной группе инвалидности, включает рекомендации, как ухаживать за инвалидом. Правительство установило список болезней, травм, при которых лицу присваивают инвалидность.

Ее можно получить при неуказанных патологиях, если доказать, что они препятствуют нормальной жизнедеятельности человека.

При ограниченных возможностях дети отличаются определенными нарушениями в физическом или психоэмоциональном развитии. Отклонения препятствуют больным получить образование и функционировать без обеспечения особых условий.

ОВЗ – наиболее простая форма нарушений. С ней малыш не целиком ограничен в жизнеспособности, лишь нуждается в обеспечении определенных условий. Как Вы относитесь к совместному обучению обычных детей с детьми инвалидами?

  1. Категорически нет, пусть обучаются дома
  2. Нейтрально
  3. Нормально, пусть развиваются как и все
  4. Отрицательно, для них должны быть отдельные школы

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

При термине «ОВЗ» лица характеризуются следующими особенностями:

  1. нарушение зрения;
  2. заболевания опорно-двигательной системы;
  3. отклонения в умственном развитии, приводящие к отсталости по сравнению со сверстниками;
  4. нарушения в психическом развитии.
  5. аутизм;
  6. дефекты речи;
  7. проблемы с функционированием органа слуха;

Для обеспечения специальных условий при обучении лиц необходимо решение психолого-медико-педагогической комиссии. Ребенок с ОВЗ способен обучаться, вливаться в коллектив, но при помощи вспомогательных аппаратов или специальных программ. «У таких малышей есть шанс на получение достойного будущего.

Они могут окончить школу, средне-специальные учреждения и адаптироваться к жизненным обстоятельствам». Понятия не являются тождественными, разница существует. Дети-инвалиды чаще всего получают образование в общеобразовательных учреждениях, лица с ОВЗ – в коррекционных школах.

Около 80% детей с ограниченными возможностями имеют умственные отклонения, отличаются задержкой психического развития, отсталостью. У инвалидов меньше такого рода нарушений. Главной особенностью присвоенного статуса инвалидности является то, что получив в детстве категорию, он может претендовать на пенсионное обеспечение не только до совершеннолетия, но и в будущем.

Если достигнув 18 лет, подростку также присвоили группу, то он будет считаться больным, имеющим инвалидность с детства. У него есть право получать повышенные государственные начисления, приравненные к первой категории.

Очередное различие в том, что малыши в будущем могут претендовать на предоставление инвалидности, если их заболевание будет развиваться.

Но если группу присвоят после достижения 18-летия, то статус «инвалид с детства» он не получит.

«Лицу с ОВЗ не предоставляют денежной помощи от государственных властей, пенсий, как инвалидам»

. Если малыш имеет серьезную патологию и отклонения, но ему не предоставили инвалидность, то он признается больным с ОВЗ.

Одновременно с этим, они могут получить группу инвалидности.

Малыш, которому присвоили статус, не может быть отнесен к разряду ОВЗ. Это также является отличием. Чтобы обучить детей с ОВЗ, для них разработали специальные программы. Малышей разделяют на небольшие группы со схожими ограниченными возможностями, недостатками и обучают их.

Дошкольников в детском саду мотивируют в игровых формах обучения. Школьникам позволительно обучаться в домашних условиях.

Если ребенок может получать знания, но при создании специальных условий, то инвалидность ему не дадут. Чтобы обучить детей с ограниченными возможностями, необходимы особые подходы.

Они нуждаются в большем внимании. Современные методики им не помогут. Для работы с лицом в дошкольном учреждении применяется индивидуализация, учитываются особенности каждого малыша.

Дошкольники нуждаются в мотивации, их нужно заинтересовать, чтобы они тянулись к знаниям и хотели развить творческие способности и навыки. Существуют некоторые методики обучения ребенка с ОВЗ:

  • Сопровождение учителей при осуществлении инклюзивного обучения. Это означает, что процесс получения знаний детей проходит в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками.
  • Психолого-педагогическая диагностика состояния лица с ОВЗ. Результаты проведения пригодятся в процессе взаимодействия с психологом.
  • Дошкольное образование. В ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» указывается, что каждый гражданин страны имеет право на доступное получение знаний. Там же введено понятие «инклюзивного образования». Оно характеризуется обеспечением одинакового доступа к обучению для всех детей и подростков с учетом разнообразия особых потребностей в образовании и их личностных особенностей и возможностей.
  • Методика проектов. Он направлен на повышение интереса к процессу и формированию позитивной мотивации к образованию.
  • Интегрированная обучающая деятельность для малышей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей много особенностей, которые отличают их от здоровых. У них заниженная самооценка, обостренно восприятие, они часто держатся поодаль от общественных групп и скоплений людей. Поэтому учителя и педагоги не только обучают детей различным предметам, но и занимаются их воспитанием.
  • Индивидуальная программа обучения малыша. Методики разрабатывают на основании всех особенностей малыша – физических, интеллектуальных. Медико-педагогическая комиссия очень важна для определения личностной направленности в обучающей сфере.

Ребенок-инвалид может обучаться в обычной школе, и заведение не вправе отказать принять его.

Но дополнительных условий для них не создается.

Для них не разрабатывают отдельных программ, они учатся наравне с другими школьниками, ни в чем не ограничивают.

Для установления статуса инвалидности и присвоения малыша к категории ОВЗ требуется прохождение медицинской комиссии, которая выдаст заключение о состоянии здоровья и развития малыша. Несмотря на то, что многие объединяют два понятия в одно, их нельзя назвать тождественными. Различия описаны в материале.
Различия описаны в материале.

Оценка статьи:

(голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)

Загрузка.

Поделиться с друзьями: Твитнуть Поделиться Поделиться Отправить Класснуть

Дети с ОВЗ. Виды отклонений

Мария Волкова Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся: 1.

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5.

Дети с умственной отсталостью; 6. Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; 8.

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Нарушения слуха. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи.

Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным.

Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Нарушения речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др. Нарушения зрения. Невидящие дети.

К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.

е. 100%, у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации.

Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией. Нарушения опорно-двигательного аппарата.

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Задержка психического развития (ЗПР). Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.

Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»,так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий.

ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др., нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка. Умственная отсталость. Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Множественные нарушения. К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, — сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

Детский аутизм. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития.

У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

ОВЗ — что это такое? Как с этим жить?

19 сентября 2018Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Что это такое? В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

дети с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ, детский сад).Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста.

Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.Это — британский ее вариант.

Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения.

Она включает в себя следующие ступени. Первая — носит название «недуг».

Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей. Третья ступень — недееспособность (инвалидность).

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов.

Остановимся на них более подробно. 1. Нарушения психических процессов.

Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это — зрение, слух, обоняние и осязание. 3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции. 4. Изменения статодинамической функции. Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества.
Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества.

Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого). Дети, которые имеют отклонения в развитии.

Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени. Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии.

Они пользуются социальными пособиями и льготами. Существует также педагогическая классификация нарушений. Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие); зрения (слабовидящие, слепые); речи (разные степени); интеллекта; задержкой психоречевого развития (ЗПР); опорно-двигательного аппарата; эмоционально-волевой сферы. Отдельная категория — дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее.

Пока же отметим следующее. Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее. Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения.

Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

адаптированная программа для детей с овз Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный).

Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный).

Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

ОВЗ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 видов и их расшифровка

Обозначением ОВЗ принято объединять лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют проблемы в психическом и (или) физическом состоянии.

Медицина и педагогика подходят к данным нарушениям с учётом своих задач, апеллируя собственными расшифровками. Всё это служит основой для разработанной Министерством Просвещения классификации и соответствующих адаптивных программ, по которым обучают людей с ОВЗ.

Программы являются частью Федерального Государственного образовательного стандарта. Далее предлагаем ознакомиться с основными видами ОВЗ и особенностями, которые выявляются при данных нарушениях.

Таким образом, сформируем общее представление о детях с особенностями. Федеральный Закон об образовании РФ даёт раскрывает виды ОВЗ с точки зрения педагогики.

Этот нормативно-правовой акт описывает спецусловия, в которых должны обучаться школьники с ограничениями по здоровью, а также описывает нюансы категорий ОВЗ.

В любом случае для диагностики особенностей требуется пройти ППМК, чтобы выявить, к примеру, нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА), интеллекта, речи и зрения, задержку психического развития (ЗПР), расстройство общения и поведения (включая СДВГ и РАС). Также у некоторых проблемы со здоровьем носят комплексный характер.

Если нарушения в ходе ППМК подтверждены, члены комиссии дают рекомендации по созданию условий с целью обучения ребёнка. «Международная классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» ВОЗ также предлагает свою расшифровку рассматриваемой аббревиатуры.

В частности, нарушения с медицинской точки зрения при ОВЗ понимаются как аномалии в развитии различных функций организма — от физиологических до психологических (здесь речевые, сенсорные, умственные проблемы).

Не исключаются отставание и задержка в развитии не только детей, но и подростков. Кроме того, учитываются отклонения в структурах — сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, пищеварительной, дыхательной, иммунной.

Согласно МКФ-ДП есть пять уровней нарушений, выражающихся в процентах: от 0-4 % – если проблем со здоровьем нет или они незначительны, до 96-100% – если они абсолютны).

Помимо этого существует деление на четыре уровня задержки с учётом их возможного исчезновения. Регистрируют задержки с нарушениями по кодам. Определённые коды присвоены структурам и функциям организма, способностям к практическому применению знаний и обучению, отношениям в социуме и влиянию среды.

С детальной классификацией можно ознакомиться на сайте ВОЗ. А на портале rosuchebnik.ru представлена таблица «Классификация детей с ОВЗ» с описанием категорий существующих ограничений по здоровью. По ФГОС соответственно АООП (адаптированным основным образовательным программам) и видам ОВЗ для особенных детей созданы следующие варианты АООП НОО (по количеству): — для глухих — четыре; — к слабослышащим применяют три; — слабовидящих обучают по трём вариантам; — слепых — по четырём; — детям с НОДА предлагается четыре возможности; — при ЗПР) реализуется три; — при ТНР (тяжёлых нарушениях речи вариантов тоже три; — для детей с расстройствами аутического спектра (РАС) создано четыре варианта; — с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) реализуют несколько путей.

Специалисты ФГОС рекомендует заниматься обучением особенных детей в Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС), которые, как правило, существуют в коррекционных школах или полностью заменяют их.

Также следует обратить внимание на инклюзивные школы.

Если у ребёнка хроническое двустороннее нарушение слуха с рождения или раннего возраста (до начала развития речи), они не способны разговаривать без специального обучения и воспринимать обычную речь.

Восприятие мира у них осязательное и зрительное, а в мыслительных процессах отсутствует речевая составляющая. Только действия и образы. Поэтому причинно-следственные связи определяются ими с трудом.

Из-за этого, а также из-за утомляемости память, внимание не объёмны, не устойчивы.

Обучая таких детей речи, делают акцент на специальной сурдо- и акустической аппаратуре.

Таким образом можно до определённой степени развить способность разговаривать, хотя и с ошибками (например, слова с одинаковым звучанием могут заменяться). В речи при этом мало слов, которые обозначают движение или качества, зато предметов много.

Жестовое общение между собой дети стараются перенести в мир обычных людей, имитируя мимикой и жестами признаки различных объектов и не только. Так как подобное поведение нередко воспринимается как агрессивное и даёт негативную ответную реакцию, у детей с глухотой страдает самооценка.

При тугоухости, частичной утрате слуха и недоразвитии речи до некоторой степени самостоятельная речь в остаточном виде сохраняется.

Происходит накопление словарного запаса.

Познавательные и психологические процессы развиваются с учётом периода потери слуха (то есть чем более ранняя проблема, тем сложнее идёт процесс). Причём низкое слуховое восприятие сильно искажает информацию и не является достаточной опорой для полноценной адаптации. В отношении детей данной категории стараются развить их способность «читать» по губам, воспринимать информацию зрительно и научиться читать.
В отношении детей данной категории стараются развить их способность «читать» по губам, воспринимать информацию зрительно и научиться читать.

За счёт этого улучшается наглядная память, внимание становится устойчивым.

Также у слабослышащих отмечаются высокая (иногда завышенная) самооценка, потому что окружающие воспринимают как супер-успех даже малейшие достижения детей с подобной проблемой. К указанным категориям относятся незрячие, а также дети с амблиопией, косоглазием. Здесь же ослепшие до трёх лет, слепорожденные, слабовидящие и поздноослепшие.

Для слепых восприятие мира происходит на слух за счёт высокой чувствительности к звуковым вибрациям. При остаточном зрении можно видеть образы смутно, искажённо. При этом мыслительные процессы не целостные, скудные.

Определить расстояние, своё местоположение или объектов, очень трудно.

У детей проблемы с суждениями (они не уверены). Обучение строится так, чтобы создать полисенсорный опыт, то есть активизировать взамен пострадавшего другие анализаторы.

Что касается речи, у слабовидящих она развивается позже, чем у обычных сверстников.

Реальные образы не всегда соответствуют словам, лексика не богатая.

Вербальное описание должно сопровождаться осязательным исследованием. В целом благодаря учёбе удаётся добиться устойчивости внимания, его объёмности, произвольности и концентрации, придать ему направленность.

Также с памятью, особенно, словесно-логической. Слабовидящие и слепые могут быть несдержанными, конфликтными, бесцельными. При этом их конкурентоспособность и самостоятельность развиваются в процессе взаимодействия с ровесниками (учёба, общение и тд).

В данную группу входят дети с проблемным произношением, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и немотой.

В частности, алалия отличается аномалией в процессе развития речи из-за поражений на органическом уровне соответствующих центров мозга.

На фоне нормального слуха диагностируют аграмматизмы, низкий словарный запас, трудности при письме и чтении. При афазии имеет место разрушение речи, которая уже сформировалась. Это связано с поражением речевого или двигательного центра головного мозга.

В первом случае возникают сложности с дифференцированным восприятием слов и звуков, ребёнок в состоянии воспринять только не речевые звуки, а во втором — произношение происходит с дефектами, звучат только отдельные слова и фразы, либо речь вообще отсутствует. А вот дизартрия и ринолалия подразумевают сбой в произношении.

При дизартрии проблема спровоцирована недостаточным развитием речевого аппарата, в то время как ринолалия связана с анатомическими дефектами в строении артикуляционных органов. По итогу не страдает только зрительная, смысловая и логическая память.

По другим психическим процессам выявляются проблемы.

В обучение таких детей обязательно входят музыка, гимнастика, ритмика, то есть стремятся развить моторику, а также адекватную самооценку, познавательный интерес.

Дети с деформацями ОПА врождённого и приобретённого характера, с ДЦП, вялыми параличами рук и ног, парезами и парпарезами конечностей из-за недостаточной двигательной активности воспринимают мир кинестетически и зрительно с помехами. Абстракции и понятия формируются с отставанием, наглядно-действенное мышление развито хуже вербального.

У многих снижены слуховое внимание и память из-за проблем со слухом.

Не исключаются дазатрия и алалия. В любом случае детям из этой категории обучение совмещают с трудовой деятельностью, которая им по силам, чтобы у них возникло ощущение своей значимости, уменьшилась вялость и переключилось внимание.

Интеллектуальное развитие здесь возможно, хотя психические процессы замедлены, трудно усваивать информацию (знания).

Наблюдается значительная истощаемость.

Как правило, в VII категорию входят дети с задержкой или недоразвитием психического здоровья.

Могут иметься повреждения, искажённое (РАД, СДВГ) и дифицитарное развитие. У детей непоследовательное, замедленное восприятие.

Словесно-логического мышление может отставать.

Процессы обобщения и анализа даются нелегко, что отражается на речи (она бывает не ясной и не логичной). А при ЗПР отмечают низкую степень познавательных процессов (в том числе, внимания и памяти), инфантилизм и импульсивное поведение, отличающееся непроизвольностью. Примечательно, что инфантилизм объясняется поздним темпом развития психики, проблемами в нервной и эндокринной системах.

Во время обучения детей принимают во внимание их утомляемость, часто сменяющие друг друга пассивность и активность.

Доброжелательно-спокойная атмосфера, интересные задания без умственного напряжения дают хорошие результаты: задачи при решении близки к норме.

Так как в обозначенной категории у детей сильно недоразвиты познавательные процессы по причине олигофрении (синдрома врождённого психического дефекта), они практически не могут обучаться (только при лёгкой умственной отсталости и дебильности).

Перестройка и осмысленность для них затруднительны, восприятие является искажённым. Кроме того, мышление находится на низком уровне. Однако речь всё-таки усваивается несмотря на присутствие фонетических и грамматических ошибок.

Детей можно научить счёту, чтению и письму.

При этом упор делается на трудовое обучение и дальнейшую помощь в трудоустройстве. В завершении данного материала подчеркнём: в российских ППМС инклюзивных и коррекционных школах должны создаваться все условия для комфортного существования в них детей с ОВЗ независимо от категории.

Важно не допускать дискриминации, давать качественные знания, чтобы скорректировать проблемы особенных детей и помочь им социально адаптироваться.

Особые условия для детей с ОВЗ

ФИО*: Эл. почта*: В связи с зафиксированными перебоями в работе почты формата gmail.com рекомендуем для работы с сервисом «Задать вопрос» использовать альтернативные адреса электронной почты на серверах: , , и других в доменной зоне .RU Контактный телефон*: Адрес*: Текст вопроса*: Закрыть Отправить ФИО*: Эл.

почта*: В связи с зафиксированными перебоями в работе почты формата gmail.com рекомендуем для работы с сервисом «Задать вопрос» использовать альтернативные адреса электронной почты на серверах: , , и других в доменной зоне .RU Контактный телефон*: Адрес*: Текст вопроса*: Закрыть Отправить

Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования. Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.

Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Прохождение ЦПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей).

При предоставлении заключения ЦПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным. К специальным условиям обучения относятся:

  1. Предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора.
  2. Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.
  3. Использование специальных методов обучения и воспитания. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.
  4. Использование специальных технических и средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.
  5. Использование специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов.
  6. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
  7. Обеспечение доступа в здание образовательного учреждения.

Все перечисленные условия должны способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, социальному развитию обучающихся детей с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение включает:

  1. Консультирование специалистами педагогов и родителей, оказание методической помощи.
  2. Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!
  3. Анализ эффективности работы команды специалистов.
  4. Разработка индивидуального образовательного маршрута(ИОМ)
  5. Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации.
  6. Отслеживание динамики развития ребенка.
  7. Психологическая поддержка всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).
  8. Реализация мероприятий (проведение коррекционных занятий) в соответствии с ИОМ
  9. Проведение комплексной диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
  10. Наличие в штатном расписании специалистов (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор).

Для лиц имеющих инвалидность, обучающихся по основным программам и не нуждающихся в создании специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ — увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа без заключения ЦПМПК.

Основанием для создания специальных условий является заключение ЦПМПК:

  1. выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ)
  2. предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ребенка: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания)
  3. организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений)
  4. организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур
  5. увеличение продолжительности на 1,5 часа
  6. организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ЦПМПК города Москвы).

Документы Вы действительно хотите удалить папку? Отмена

  1. 2021 © Разработка и поддержка
  2. 2021 ©

Какие заболевания входят в ОВЗ

  1. В помощь педагогам

Автор: admin · Опубликовано 27.09.2018 · Обновлено 16.10.2019 Сейчас значительное внимание уделяется проблемам деток с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако тем, кто не работает с детьми с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах.

В статье рассмотрим, какие заболевания подходят под это понятие, какие существуют проблемы развития у детей с ОВЗ и затронем социальную политику государства в области инклюзивного образования.

Содержание статьи

  1. 3 Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании
  2. 2 Категории детей с ОВЗ.
  3. 4 Дети с ОВЗ и инвалиды. В чем отличие?
  4. 1 Расшифровка ОВЗ

Расшифровка ОВЗ ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Категории детей с ОВЗ. Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

  • дети с расстройствами аутистического спектра (РА)
  • дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
  • дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
  • дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие) , имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
  • дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
  • дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Статус «ребенок с ОВЗ» в системе образования дает детям данной категории определенные льготы:

  • Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.
  • Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  • По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
  • Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  • Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.

Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и коррекционных школ.

Большое внимание уделяется инклюзивному обучению.

Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому, умственному, психическому развитию.

Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств.

А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество.

Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения.

Нередко педагог теряется, не знает какие приёмы необходимо применить для оказания помощи и поддержки учащимся с ОВЗ.

Кроме того, встречаются недочёты в применении разных информационных технологий на уроках и факультативных занятиях.

Пробелы появляются по таким причинам:

  1. из-за отсутствия в образовательном учреждении нужного программно-аппаратного обеспечения, технологической инфраструктуры;
  2. по причине отсутствия нужных условий, которые ориентированы на совместную учебную деятельность.

Дети с ОВЗ и инвалиды.

В чем отличие? Ребенок-инвалид — лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности. Ребенок с ОВЗ — лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий. Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, не получил группу по инвалидности согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г.

№ 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) , он является ребенком с ОВЗ. Получается, что дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+