Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Взаимодей ствие органов дознания и следователей

Взаимодей ствие органов дознания и следователей

Формы взаимодействия органов дознания со следователем

Под формами взаимодействия следует понимать те разновидности или способы совместной деятельности следователя и органа дознания, которые могут иметь место при расследовании преступления. Совместная деятельность может иметь место как на этапе возбуждения уголовного дела, так и в ходе предварительного следствия. Формы взаимодействия могут быть как процессуального характера и регулироваться нормами УПК РФ, так и не процессуального характера и регулироваться нормами иных нормативных актов. Процессуальное взаимодействие следователя и органа дознания — это их согласованная, регулируемая нормами УПК РФ деятельность в ходе расследования преступления.

Организационное взаимодействие — это сотрудничество следователя с работниками правоохранительных органов или служб (подразделений), регламентированное положениями ведомственных нормативных актов. Следует отметить, что от формы взаимодействия зависит объем полномочий участников взаимодействия. Так, например, начальник ОВД, являясь начальником органа дознания, выступает в качестве участника взаимодействия и обязан выполнять письменные указания следователя на основании положений уголовно-процессуального закона.

С другой стороны, начальник ОВД является руководителем учреждения, одним из организаторов взаимодействия и в определенном смысле субъектом управления по отношению к следователю, которому тот подчинен в организационных вопросах. Следовательно, в зависимости от формы взаимодействия может изменяться объем полномочий, которые реализуют стороны взаимодействия.

Формы взаимодействия, регулируемые УПК (процессуальные).

• Письменные поручения следователя органу дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий (ст.

38 ч. 2 п. 4). Давая такие поручения, следователь не вправе указывать органам дознания, какими силами и средствами необходимо достичь поставленной цели.

Поэтому такое поручение, как правило, содержит в себе лишь указание на обстоятельства совершенного иреступления и конкретное задание о том, что необходимо установить или обнаружить. • Письменные поручения следователя о производстве отдельных следственных действий (ст. 38 ч. 2 п. 4 УПК РФ), в том числе в другом районе, городе (ст.

152 ч. 1 УПК РФ). Известно, что доказательства по уголовному делу должны быть получены только надлежащим субъектом расследования, а именно тем должностным лицом органа расследования, в чьем производстве находится уголовное дело. Когда следователь поручает выполнить следственные действия другому участнику процесса, например органу дознания, то орган дознания приобретает статус надлежащего субъекта собирания доказательств.

В этом случае важно четко указать в поручении о том, какое именно следственное действие поручается провести органу дознания, с тем чтобы полученное доказательство не утратило свойства допустимости.

В уголовно-процессуальном законе отсутствуют перечень и объем следственных действий, которые могут быть поручены органу дознания.

Подобная ситуация позволяет следователю самому определять тот объем следственных действий, которые он намерен поручить. Представляется, что помощь органов дознания в производстве следственных действий может возникнуть в случае, когда имеет место большая загруженность следователя по другим уголовным делам, когда возникает необходимость производства нескольких следственных действий одновременно, когда исключается возможность производства следственного действия самим следователем по другим причинам. • Поручения об исполнении процессуальных решений о задержании, приводе (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего), аресте и иных процессуальных действий (ст.

38 ч. 2 п. 4 УПК РФ). В ст. 38 УПК РФ указано, что органы дознания обязаны исполнять постановления о задержании, приводе, об аресте, об исполнении иных процессуальных решений.

Таким образом, заметим, что, во-первых, законодатель не дает исчерпывающего перечня процессуальных решений, которые могут быть поручены исполнением органу дознания. Во-вторых, законодатель наделяет следователя правом давать поручения о производстве процессуальных действий, направленных на исполнение процессуальных решений, но при этом не уполномочивает органы дознания принимать по уголовному делу процессуальные решения самостоятельно. • Совместное производство отдельных следственных или процессуальных действий (ст.

38 ч. 2 п. 4 УПК РФ). Необходимость в совместном производстве отдельных следственных или процессуальных действий может иметь место, когда следователь нуждается в практической, тактической и организационно-технической помощи. Содействие может выразиться в поиске понятых, фиксации результатов следственного действия (при следственном эксперименте на большом расстоянии), предоставлении и использовании автотранспорта, наручников и иных специальных и технических средств, используемых при обеспечении конвоирования.
Содействие может выразиться в поиске понятых, фиксации результатов следственного действия (при следственном эксперименте на большом расстоянии), предоставлении и использовании автотранспорта, наручников и иных специальных и технических средств, используемых при обеспечении конвоирования.

• Осуществление розыскных и оперативно-розыскных мероприятий для установления лица, совершившего преступление, с уведомлением следователя о результатах розыска (ст.

157 ч. 4 УПК РФ). Данная форма взаимодействия может иметь место в двух случаях:

  1. • Поручение следователя о розыске скрывшегося подозреваемого, обвиняемого (ст. 210 УПК РФ).
  2. 1) когда следователь возбуждает уголовное дело по факту совершения преступления и в ходе расследования не удается процессуальными средствами установить лицо, совершившее преступление. В этом случае следователь составляет поручение органу дознания о производстве розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск лица, совершившего преступление, что предусмотрено ст. 38 УПК РФ;
  3. 2) когда орган дознания в соответствии со ст. 157 УПК РФ возбуждает уголовное дело по факту совершения преступления, подследственного следователю, и в течение 10 суток проводит неотложные следственные действия. По истечении 10 сз’ток дело передается для дальнейшего расследования по подследственности в надлежащий орган предварительного следствия, в то время как органы дознания без поручения следователя продолжают осуществлять розыскные и оперативно-розыскные мероприятия с целью установления лица, совершившего преступление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. От этапа расследования зависит содержание поручения. Если розыск объявляется во время производства расследования, то органу дознания могут быть поручены производством как следственные, так и оперативно-розыскные действия.

Если же поручение о розыске подозреваемого, обвиняемого осуществляется после приостановления расследования, то поручение не может содержать указания о производстве следственных действий, поскольку их производство невозможно в силу ч.

3 ст. 209 УПК РФ. Поручение органу дознания о розыске подозреваемого, обвиняемого может содержаться как в постановлении о приостановлении расследования, так и в отдельном постановлении. Таким образом, законодатель для данной формы взаимодействия не указывает на необходимость составления следователем отдельного документа — поручения органу дознания, определив для данного вида поручения иной документ — постановление.
Таким образом, законодатель для данной формы взаимодействия не указывает на необходимость составления следователем отдельного документа — поручения органу дознания, определив для данного вида поручения иной документ — постановление.

Непроцессуальные формы взаимодействия, регулируемые ведомственными нормативными актами. К ним относятся: совместная деятельность в составе следственно-оперативной группы при необходимости экстренного реагирования на сигналы о преступлениях; составление согласованных планов следственных и оперативнорозыскных мероприятий; совместные совещания; обмен получаемой информацией о совершаемых преступлениях, о криминогенной ситуации в регионе, административном участке и другие.

Правовые основы взаимодействия следователя и органов дознания при расследовании преступлений

Под взаимодействием следователя с органами дознания понимается совместная, согласованная по целям, месту и времени, основанная на законе и подзаконных актах деятельность следователя и органов дознания, направленная на выполнение задач предварительного расследования.Взаимодействие следователя с органами дознания и общественностью в расследовании диктуется прежде всего потребностями практики.

Многие, особенно тяжкие преступления, представляют известную сложность для раскрытия.

Преодоление возникших трудностей требует применения специальных средств и методов, в том числе и тех, которыми располагают органы дознания.

Поскольку органы предварительного следствия и органы дознания представляют собой самостоятельные системы, друг от друга независимые, постольку возникает необходимость в их взаимодействии друг с другом.Взаимодействие следователя с органами дознания, а также с общественностью является общим условием предварительного следствия.Правовой основой взаимодействия следователя с органами дознания являются:

    • уголовно-процессуальный закон (УПК);
    • Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”;
    • изданные на их основе ведомственные нормативные акты.
  1. уголовно-процессуальный закон (УПК);
  2. изданные на их основе ведомственные нормативные акты.
  3. Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”;

Существуют различные формы взаимодействия следователя с орга­нами дознания:

  • согласованное планирование следственных, оперативно-розыскных и розыскных действий;
  • Гражданское процессуальное право
  • немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении преступлений, требующих производства пред­варительного следствия;
  • совместное проведение занятий в системе служебной подго­товки.
  • Административный процесс
  • Совместная согласованная деятельность в период производства органами дознания неотложных следственных действий по делу, по которому производство предварительного следствия обязательно.
  • Учёба
  • История государства и права зарубежных стран
  • Бюджетное право
  • Возбуждение уголовных дел, по которым обязательно предва­рительное следствие, производство по ним неотложных следствен­ных действий (ст. 157 УПК РФ) и передача дела следователю, кото­рый ведет дальнейшее расследование.
  • Учеба
  • Земельное право
  • История Отечества (Россия)
  • Статьи
  • организационные (например, создание следственно-оперативной группы — СОГ).

  • Использование следователем данных, полученных органом до­знания с помощью оперативно-розыскных мер.
  • Конкурентное право
  • Конституционное право
  • совместную согласованную деятельность в составе следст­венно-оперативных групп;
  • Практика
  • Жилищное право
  • межведомственные оперативные совещания работников про­куратуры, следствия, дознания;
  • Понятия
  • организацию следственно-оперативных групп (бригад), в ко­торые включаются следователи и работники дознания для расследования сложных и трудоемких дел об опасных пре­ступлениях;
  • Политика конфиденциальности
  • Содействие органа дознания следователю в стадии возбужде­ния уголовного дела.
    • совместную согласованную деятельность в составе следст­венно-оперативных групп;
    • немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении преступлений, требующих производства пред­варительного следствия;
    • организацию следственно-оперативных групп (бригад), в ко­торые включаются следователи и работники дознания для расследования сложных и трудоемких дел об опасных пре­ступлениях;
    • согласованное планирование следственных, оперативно-розыскных и розыскных действий;
    • межведомственные оперативные совещания работников про­куратуры, следствия, дознания;
    • совместное проведение занятий в системе служебной подго­товки.
  • Пользовательское соглашение
  • процессуальные.

    Процессуальной основой взаимодействия можно считать правила ст.

    38, 149 УПК РФ о дей­ствиях органа дознания по делам, по которым обязательно предва­рительное следствие после передачи этих дел следователю, а также предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ право следователя давать органам дознания поручения и указания.

  • Соглашение об использовании cookie-файлов
  • Выполнение поручений (указаний) следователя (в частности: выполнение органом дознания следственных и розыскных действий по поручению следователя; привлечение следователем предста­вителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в про­изводстве отдельных следственных действий; принятие мер, при­званных создавать необходимые условия для успешного производ­ства отдельных следственных и процессуальных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.; выполнение постановлений следователя о приводе, задержании и аресте).
  • Гражданское право (ч.

    2 Обязательственное право)

  • Общие вопросы
  • Понятия

Взаимодействие следователей с органами дознания и другими участниками расследования преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ» взаимодействие следователей с органами дознания и другими участниками расследования преступлений Бахтеев Дмитрий Валерьевич Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: Драпкин Леонид Яковлевич Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, почетный работник прокуратуры РФ, почетный профессор Уральского государственного юридического университета, профессор кафедры криминалистики Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: Рассматриваются процессуально-правовые, организационные и тактические формы взаимодействия следователей с сотрудниками органа дознания, представителями общественности и средств массовой информации. Ключевые слова: взаимодействие, расследование, следователь, орган дознания, использование СМИ interaction between investigators, inquiry bodies and other members of crimes investigation Bakhteev Dmitriy Ural State Law University (Yekaterinburg), е-mail: drapkin Leonid Ural State Law University (Yekaterinburg), е-mail: The article deals with procedural, organizational and tactical forms of interaction between investigators, officers of inquiry bodies, members of society and the mass media.

Key words: interaction, crimes investigation, investigator, body of inquest, use of mass media Успех в раскрытии и расследовании преступлений зависит от множества разнообразных факторов. Одним из них является взаимодействие следователя с другими участниками процесса расследования.

Подобное взаимодействие характеризуется следующими признаками: правовую основу такой деятельности составляют УПК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; у органов дознания есть специфическая оперативно-розыскная функция, у следственных органов она отсутствует; ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ» цели деятельности совпадают: следователь и сотрудники органа дознания обязаны предотвращать, пресекать, раскрывать и расследовать преступления; деятельность направлена на выполнение конкретных следственных действий, тактических комплексов и оперативно-розыскных мероприятий; каждый участник взаимодействия самостоятелен, что обусловлено самостоятельным выбором методов достижения результатов и отсутствием отношений административной подчиненности между ними; полномочия и обязанности каждого участника взаимодействия разграничены: например, следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, а сотрудник оперативно-розыскного органа может производить следственные действия (самостоятельно в качестве дознавателя или по поручению следователя).

А. Р. Ратинов характеризовал взаимодействие следователя с органом дознания следующим образом:

«Под взаимодействием понимается основанная на законе согласованная деятельность административно независимых друг от друга органов следствия и дознания, направленная на раскрытие и предупреждение конкретного преступления путем наиболее целесообразного сочетания методов и средств, присущих этим органам»

1. И. Ф. Герасимов предлагал под взаимодействием органов предварительного следствия и дознания понимать основанное на законе и общности задач в уголовном судопроизводстве правильное сочетание и эффективное использование полномочий, методов и форм деятельности, присущих каждому из указанных органов, направленное на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений2.

Как отмечал Н. И. Порубов, взаимодействие органов предварительного следствия и дознания представляет собой сотрудничество, основанное на общности цели и выражающееся в такой организации их работы, когда действия следователя и работника органа дознания взаимно согласовываются для достижения наиболее эффективного результата в осуществлении задач уголовного судопроизводства.

Как отмечал Н. И. Порубов, взаимодействие органов предварительного следствия и дознания представляет собой сотрудничество, основанное на общности цели и выражающееся в такой организации их работы, когда действия следователя и работника органа дознания взаимно согласовываются для достижения наиболее эффективного результата в осуществлении задач уголовного судопроизводства. Под взаимодействием понимается, с одной стороны, тесное сотрудничество и согласованность действий следователей и оперативных сотрудников органов МВД при организующей роли следователя, а с другой — четкое разграничение функций в соответствии с их процессуальным положением. Взаимодействие — это не подмена следователей оперативными работниками или наоборот, а рациональное сочетание возможностей, методов и средств, имеющихся в распоряжении каждого в отдельности.

Взаимодействие не может строиться на соподчинении, в основу его должна быть положена независимость каждого из этих органов3.

По мнению А. И. Бастрыкина, под взаимодействием следует понимать согласованную деятельность следователя, оперативного органа (органа дознания), экспертно-криминалистического подразделения и других субъектов доказывания, предполагающую рациональное сочетание при расследовании преступления процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и в пределах предоставленных законом полномочий, с использованием специальных знаний и технико-кримина- iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 1 Ратинов А.

Р. Взаимодействие следователей прокуратуры и органов милиции при расследовании преступлений.

М., 1964. С. 4-5. 2 Герасимов И. Ф. Теоретические проблемы раскрытия преступлений.

М., 1979. С. 30-31. 3 Порубов Н. И. Научная организация труда следователя. Минск, 1970. С. 266. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ» листических средств с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства1.

Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод о более широкой интерпретации профессором Бастрыкиным понятия взаимодействия, осуществляемого в процессе раскрытия и расследования преступлений, поскольку подобное взаимодействие невозможно ограничить участием в нем лишь двух субъектов этого процесса. Роль экспертов и специалистов в процессе доказывания весьма значительна в настоящее время и будет с каждым годом возрастать, особенно при установлении и доказывании виновности конкретных лиц и выявлении признаков латентных преступлений. В процессе раскрытия и расследования преступлений, особенно в проблемных ситуациях, нередко возникают серьезные трудности, подчас неразрешимые лишь процессуальными методами предварительного следствия.

В таких случаях большое значение имеют оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые органами дознания. Органы дознания в процессуальном и тактическом отношениях приспособлены, главным образом, к выполнению оперативно-розыскных, в том числе негласных, мероприятий, а следователи — к производству процессуальных, следственных действий.

Поэтому нужно стремиться, чтобы следственные действия (в том числе неотложные) производились с учетом конкретной ситуации следователем.

Это особенно важно по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также преступлениях, совершаемых несовершеннолетними.

Различия в процессуальном положении органов следствия и дознания отражены в процессуальном законе: а) после передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя; б) следователь вправе давать органам дознания обязательные для последних поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий; в) решением прокурора уголовное дело может быть изъято у органа дознания и передано следователю.

Данное предусмотренное законом положение выступает одной из основ взаимодействия рассматриваемых органов.

Следователь — центральная фигура в процессе расследования преступлений. В первую очередь от него зависят оптимальная организация и эффективность взаимодействия. Если следователь не проявляет необходимой инициативы, не использует широко и активно свои процессуальные полномочия по отношению к органам дознания, вряд ли можно ожидать положительных результатов взаимодействия.

Содержание взаимодействия следователя с органом дознания обычно обусловливается следственной ситуацией. Только с учетом сложившейся в ходе расследования ситуации можно избрать наиболее эффективные в конкретном случае тактические приемы и комплексы, определить оптимальные оперативно-розыскные мероприятия и операции, избрать сферы применения такого сочетания. Например, содержание и цели сочетания следственной и оперативно-розыскной деятельности по делам об убийствах, грабежах и разбоях при отсутствии данных о личности преступника 1 Криминалистика: учеб.

/ под общ. ред. А. И. Бастрыкина. М., 2014. Т. II. С. 32. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ» будут существенно отличаться от содержания и цели взаимодействия следователя и оперативного сотрудника по делам об экономических преступлениях. В первом случае сфера применения оперативно-розыскных мер значительно шире по объему и направленности, она охватывает, как правило, связи потерпевшего, сведения о его личности, проверку подозреваемых с учетом способа, мотива, времени и места преступления, стоимости похищенного имущества, возможных мест его сбыта и т.
В первом случае сфера применения оперативно-розыскных мер значительно шире по объему и направленности, она охватывает, как правило, связи потерпевшего, сведения о его личности, проверку подозреваемых с учетом способа, мотива, времени и места преступления, стоимости похищенного имущества, возможных мест его сбыта и т. д. Основной целью взаимодействия здесь является установление данных о личности преступника.

Во втором же случае сфера взаимодействия гораздо уже, имеет более конкретный характер и касается в основном определенных лиц (сотрудников организации). Цель совместной деятельности тоже отличается: необходимо установление самого факта и механизма преступления. Даже характер связи оперативно-розыскных мер и следственных действий носит более тесный и конкретный характер, поскольку направлен на исследование и оценку определенного события и деятельности ограниченного круга лиц.

Следует отметить, что оперативно-розыскная работа нередко осуществляется до возбуждения уголовного дела без участия следователя. Соответственно, нужно выделить две основные цели взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками органа дознания в начале расследования: 1) установление виновных лиц и 2) установление события, механизма и последствий преступления. Необходимо подчеркнуть, что нередко преступления первой группы (например, изнасилование, совершенное знакомым потерпевшей) расследуются в той же тактико-методической последовательности, что и преступления второй группы, поскольку центр доказывания смещается в направлении достоверного установления виновности уже известного подозреваемого.

И наоборот, по многим делам экономической направленности основное содержание взаимодействия следователя и оперативных сотрудников на первоначальном этапе расследования направлено на установление личности еще неизвестного преступника. Взаимодействие между следователем и органом дознания осуществляется при соблюдении ряда требований, иначе называемых условиями взаимодействия. К ним относятся: 1) соблюдение режима законности всеми участниками взаимодействия; 2) специфические функции и четкое разграничение компетенции участников взаимодействия; 3) руководящая функция следователя, обладающего инициативой и приоритетом при принятии организационных и управленческих решений; 4) самостоятельность оперативных сотрудников органа дознания в избрании средств и методов, используемых ими для достижения целей; 5) соблюдение режимов секретности и неразглашение сведений об условиях, средствах и методах оперативно-розыскной деятельности.

Формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания можно разделить на три вида. Процессуально-правовые формы взаимодействия 1.

Уведомление следователя органом дознания о выявленном преступлении, принятие мер по охране места происшествия, розыску по «горячим следам» и задержанию подозреваемого (п. 4 ч.2 ст. 38 УПК РФ). 2. Осуществление органом дознания оперативно-розыскных мероприятий по делам, переданным следователю, если лицо, совершившее преступление, осталось неустановленным (п. 4 ч.2 ст. 38, ч. 5 ст. 208, ч.

1 ст. 210 УПК РФ). iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ» 3. Производство органом дознания отдельных следственных действий по поручению следователя (п.

4 ч.2 ст. 38 УПК РФ). Следователь вправе поручить производство следующих процессуальных действий: а) по собиранию доказательств; б) по ознакомлению лиц с постановлениями о признании их участниками уголовного процесса и разъяснению им прав и обязанностей; в) по исполнению мер процессуального принуждения (задержания, наложения ареста на имущество, отобрания обязательства о явке, привода); г) по обеспечению мер выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Это могут быть требования о проведении органом дознания специальных обследований по месту жительства, учебы или работы обвиняемого, поручения по осуществлению контроля за исполнением представлений следователя, например поручения органу Государственной противопожарной службы РФ об осуществлении регулярного наблюдения за устранением указанных в представлении недостатков, о проведении контрольных обследований объекта. 4. Содействие сотрудников органа дознания следователю при производстве отдельных следственных действий (п.

4 ч.2 ст. 38 УПК РФ). Однако в процессе взаимодействия органов следствия и дознания нередко возникают и складываются такие формы сотрудничества и совместной деятельности, которые в законе прямо не названы, их можно рассматривать как непроцессуальные. Они в свою очередь могут быть дифференцированы на организационные и тактические.

Такие формы неразрывно связаны с процессуальными, вытекают из них, но имеют самостоятельное значение в организации взаимодействия в процессе раскрытия и расследования преступлений. Данные формы взаимодействия, как правило, основываются на ведомственных и межведомственных правовых актах.

Организационные формы взаимодействия 1.

Составление совместного письменного плана расследования, содержащего комплекс необходимых следственных действий и указание на задачи, поставленные перед оперативными сотрудниками органа дознания. Совместное планирование работы во всех ситуациях нельзя рассматривать как единовременный акт, в результате которого составляется план всех возможных по уголовному делу действий. Совместное обсуждение плана расследования может происходить не один, а несколько раз, в зависимости от изменившейся в ходе следствия ситуации.

Особенно важно совместное планирование по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, по которым не установлен преступник. 2. Создание следственно-оперативных групп. Процессуальным законом такая форма взаимодействия не предусмотрена, однако на практике при дежурных частях ОВД и в некоторых других правоохранительных структурах создаются группы, включающие в свой состав следователей, оперативных сотрудников, специалистов-криминалистов, кинологов и т.
Процессуальным законом такая форма взаимодействия не предусмотрена, однако на практике при дежурных частях ОВД и в некоторых других правоохранительных структурах создаются группы, включающие в свой состав следователей, оперативных сотрудников, специалистов-криминалистов, кинологов и т.

д. Структура и состав такой группы определяются в зависимости от вида оперативно-тактической операции и решаемых с ее помощью задач. Тактические формы взаимодействия 1.

Обмен информацией по расследуемому преступлению.

Чтобы взаимодействие было успешным и эффективным, оно должно быть построено на взаимной основе: следователь должен не только получать сведения от оперативного сотрудника органа дознания при производстве предварительного следствия, но и оказывать ему ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ» содействие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Примером такой обратной связи может быть информирование соответствующих служб органа дознания о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для оперативно-розыскной деятельности, в том числе предоставление оперативным сотрудникам возможности знакомиться с материалами уголовного дела. 2. Взаимодействие в процессе реализации тактических комплексов: тактических комбинаций и операций.

3. Совместные выезды следователя и оперативных сотрудников органа дознания на место происшествия, к месту нахождения преступника, похищенного имущества, орудий и следов преступления.

Данная форма сочетает черты организационных и тактических форм взаимодействия и характерна для расследования тяжких и особо тяжких преступлений, по которым необходим выезд на место происшествия для проведения осмотра и других первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Подготовка и организация совместного выезда, кроме немедленного уведомления следователя и обеспечения охраны места происшествия, предполагает: а) определение круга лиц, которые должны принять участие в выезде; б) обеспечение необходимых научно-технических и оперативных средств; в) решение вопроса о транспортных средствах для выезда и др.; г) выбор в случае необходимости соответствующих форм привлечения общественности для помощи работникам следствия и дознания. Чтобы уложиться в кратчайшие сроки при организации выездов, необходимо иметь заранее проработанный алгоритм принятия и реализации решений применительно к конкретным условиям работы органов дознания и следствия того или иного района или города.

Понятие совместного выезда на место происшествия нельзя отождествлять с понятием совместного осмотра, так как при выезде на место происшествия, как правило, возникает необходимость в проведении комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, прежде всего подворно-поквартирных обходов с целью выявления очевидцев и подозреваемых, преследования преступников по «горячим следам» и их задержания, производства обысков, допросов и т. д. Взаимодействие с общественностью при раскрытии и расследовании преступлений Во многих случаях правильное использование помощи общественности способствует быстрому получению важнейшей информации, сокращению затрат времени, средств и усилий следственных органов по расследованию преступлений. Под участием или содействием общественности в борьбе с преступностью следует понимать действия, осуществляемые добровольно лицом или группой лиц, не несущими обязанности оказывать содействие или участвовать в выполнении определенной работы.

Речь может идти только о чувстве долга и моральной обязанности. Содействие и помощь органам следствия и дознания в раскрытии преступлений оказывается: отдельными лицами или группами лиц, не являющимися членами или представителями каких-либо общественных организаций; отдельными лицами или группами лиц, являющимися членами или представителями общественных организаций. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ» iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Участие и помощь общественности в раскрытии преступлений по содержанию и целям может принимать различные формы. 1. Помощь в выявлении преступлений.

Эта форма помощи может иметь место как до возбуждения уголовного дела, так и в процессе его расследования.

Важно, чтобы представители общественности помогали обнаруживать признаки преступления и данные о виновных лицах по своей инициативе.

Конкретная помощь представителей общественности на данном этапе выражается в следующем: а) сообщение о готовящихся или совершенных преступлениях и лицах, участвующих в этих криминальных деяниях; б) проведение проверок, рейдов, контрольных закупок с целью обнаружения признаков различных преступлений; в) выступления в печати с обличающими материалами о каких-либо фактах, содержащих признаки преступления; г) помощь следователю и оперативным сотрудникам органа дознания в выявлении новых эпизодов преступной деятельности, неизвестных ранее потерпевших или очевидцев; д) сообщение правоохранительным органам о месте нахождения скрывающихся преступников; е) помощь следователю и органу дознания в выявлении мест нахождения похищенного имущества, орудий совершения преступления и иных предметов, имеющих доказательственное значение. 2. Участие в преследовании и задержании преступников.

Данная форма помощи органам полиции и следствия носит довольно распространенный характер, но является одной из наиболее сложных. Практика показывает, что нередко граждане по собственной инициативе и только своими силами организуют преследование и задержание лиц, совершивших преступления. В таких случаях представители государственных органов не имеют возможности своевременно включиться или каким-либо образом руководить их действиями.

Поэтому здесь возможны различные эксцессы, как связанные с опасностью для представителей общественности, так и иного плана, например незаконная расправа с задержанным. Задача органов полиции состоит также в том, чтобы при первом же сообщении о подобном факте безотлагательно оказать помощь представителям общественности или провести задержание своими силами.

В других случаях общественность оказывает помощь в преследовании и задержании преступника по просьбе оперативного работника или следователя и при их самом активном участии (ст.

17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности).

На представителей правоохранительных органов в данном случае ложится ответственность за обеспечение безопасности лиц, которые им оказывают такую помощь.

Так, нельзя без обеспечения надлежащих мер безопасности допускать задержание вооруженного преступника лицами, не имеющими оружия и навыков пользования им. 3. Содействие в производстве первоначальных следственных действий.

Следователь или оперативный работник при решении вопроса о том, кого следует пригласить для оказания помощи при проведении следственного действия, должен учитывать сложность или, напротив, простоту действий, которые нужно выполнить, а также их этические и нравственные аспекты. В частности, нежелательно привлекать род- ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ» ственников или близких потерпевших, подозреваемых и обвиняемых к помощи при производстве таких следственных действий, как осмотр места происшествия, обыск, предъявление для опознания и некоторые другие.

Если рассматриваемая помощь должна носить достаточно сложный характер и требует определенных навыков или опыта, нужно предварительно убедиться, что представитель общественности по своим субъективным качествам подходит для такой роли.

В процессе производства следственных действий с помощью общественности важно учитывать и тактические соображения.

Следует проявлять определенную осторожность, чтобы в число помощников следователя не попало лицо, заинтересованное в исходе дела или даже причастное к преступлению. 4. Помощь в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.

Работники органов дознания строят работу с общественностью с учетом специфических черт оперативно-розыскной деятельности. Представляется, что помощь общественности при ее правильной организации и контроле может быть чрезвычайно полезной как при осуществлении гласной оперативно-розыскной деятельности, так и в ходе негласной работы.

Общественность может оказывать помощь в «прочесывании» местности, по-дворно-поквартирных обходах, заградительных мероприятиях, собирании различных сведений, справок и т. п. Наиболее важная на этапе раскрытия преступления форма участия общественности — помощь в выявлении лица, совершившего преступление.

В данном случае речь идет о конкретной следственной ситуации, которая характеризуется существенными трудностями в установлении преступника. Формы привлечения общественности к такому содействию могут быть различны и зависят от конкретной ситуации, но по содержанию должны состоять в предоставлении как можно более точных сведений о преступнике, его приметах, нахождении и т.

д. На практике встречаются следственные ситуации, когда длительное время не удается установить личность человека, труп которого обнаружен, или же когда не все потерпевшие сообщают о совершенном в их отношении преступлении и т.д.

В подобных случаях следователь должен попытаться использовать помощь общественности для установления личности погибшего, для выявления новых потерпевших, которые могут знать приметы преступника, совершившего другие преступления. Активизация помощи общественности осуществляется путем размещения в помещениях правоохранительных органов, в средствах массовой информации соответствующих сообщений, регулярных бесед сотрудников полиции (в первую очередь участковых уполномоченных) с населением.

Нередко лица, которым известна важная информация о преступниках и совершенных ими криминальных деяниях, сразу же после преступного события выехали в другую местность, попали в больницу, уехали в командировку, на отдых, лечение и поэтому в месте постоянного проживания не находились и не были опрошены. В связи с этим необходимо выявлять всех проживающих в конкретном помещении (включая детей), а также лиц, которые временно находились недалеко от места совершения преступления (были в гостях, проходили мимо, заходили в соседний магазин и т. д.). 5. Использование средств массовой информации (СМИ) в раскрытии и расследовании преступлений.

Взаимодействие правоохранительных органов со средствами массовой информации осуществляется сразу по нескольким направлениям. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ» Первое направление взаимодействия состоит в размещении в СМИ сообщений о совершенных преступлениях с целью получения от населения новой информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, или об иных фактах.

Большое значение имеют публикации в печатной прессе, демонстрация и озвучивание сообщений по каналам телевидения и радио. В большинстве регионов страны существуют специальные веб-сайты правоохранительных органов, на которых размещается подобная информация.

Необходимо принять все возможные меры для развития системы таких веб-сайтов во всех населенных пунктах. В ответ на размещение в СМИ сообщения в правоохранительные органы поступает довольно много информации.

Всесторонний анализ полученных сведений и их тщательная проверка позволяют отделить релевантную информацию от ошибочной и ложной, а затем успешно использовать полезные сведения в процессе расследования. Обратная связь от населения, направленная правоохранительным органам, весьма значительна по объему, поэтому правильная формулировка сообщений о преступлении (прямая связь) крайне важна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Наибольшую роль играет полученная от населения информация по делам, по которым виновные лица еще не установлены, а также сведения о безвестно отсутствующих лицах.

Так, по уголовному делу, возбужденному в связи с обнаружением тела малолетней девочки на льду оз. Шарташ, длительное время не удавалось установить личность потерпевшей, несмотря на экспертные данные о возрасте ребенка и причине смерти (механическая асфиксия от удушения руками). Лишь после сообщения в СМИ об убийстве неизвестной девочки, сопровождаемого подробным описанием ее внешности, возраста, болезней и операций, которые она перенесла, в следственный орган поступил телефонный звонок, благодаря которому была получена не только подробная информация об убитой, но и сведения о причине преступления и виновном лице1.

Второе направление взаимодействия правоохранительных органов со средствами массовой информации заключается в использовании самостоятельных журналистских расследований не только в процессе раскрытия и расследования преступлений, но и как повода и основания для возбуждения уголовного дела. Ярким примером подобной ситуации можно считать известное дело об убийстве фотомодели Юлии Лошагиной ее мужем. Третье направление использования СМИ носит довольно специфичный характер и должно быть обязательно согласовано с руководителями следственных и оперативно-розыскных подразделений.

Содержание этого направления заключается во введении в заблуждение конфликтующих со следователем субъектов противодействия, в том числе скрывающихся преступников. Конкретные приемы этого тактического мероприятия носят рефлексивный характер, в связи с чем для достижения успеха следователь (оперативный сотрудник) должен обладать более высоким, чем его тактический противник, уровнем рефлексии и развитым эвристическим мышлением. Рефлексивно-эвристические приемы этого важнейшего тактического направления состоят в передаче через СМИ заведомо дезинформирующих преступника сообщений о состоянии расследования, ближайших планах следствия, имеющихся в распоряжении следователя доказательствах.

Форма таких сообщений должна быть хорошо продумана и не вызывать сомнений в их достоверности. Подобные «тактические 1 Уголовное дело об убийстве Л. // Архив Свердловского областного суда за 1967 год.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ» игры» характерны для зарубежных правоохранительных органов. В нашей стране такие приемы используются значительно реже и сводятся, например, к сообщениям о мнимом выздоровлении убитого члена преступной организации и его готовности дать показания или, наоборот, о гибели в результате заказного убийства потерпевшего, который в действительности не пострадал.

В конкретных ситуациях, возникающих в ходе следственной и оперативно-розыскной деятельности, возможны и иные варианты использования средств массовой информации. Библиография Герасимов И. Ф. Теоретические проблемы раскрытия преступлений. М., 1979. Криминалистика: учеб.

/ под общ. ред. А. И. Бастрыкина.

М., 2014. Т. II. Порубов Н. И.

Научная организация труда следователя. Минск, 1970. Ратинов А. Р. Взаимодействие следователей прокуратуры и органов милиции при расследовании преступлений.

М., 1964. Уголовное дело об убийстве Л. // Архив Свердловского областного суда за 1967 год. Bibliography Gerasimov I. F. Teoreticheskie problemy raskrytiya prestuplenij.

M., 1979. Kriminalistika: ucheb.

/ pod obshh. red. A. I. Bastrykina. M., 2014. T. II. Porubov N. I. Nauchnaya organizaciya truda sledovatelya.

Minsk, 1970. Ratinov A. R. Vzaimodejstvie sledovatelej prokuratury i organov milicii pri rassledovanii prestuplenij. M., 1964. Ugolovnoe delo ob ubijstve L.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+