Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Международное право - Заключение международных договоров полномочия и основные стадии

Заключение международных договоров полномочия и основные стадии

Порядок и стадии заключения международных договоров

В соответствии с современным международным правом все его основные субъекты (государства) и по предметам своего ведения — производные субъекты (ММПО) обладают правоспособностью заключать договоры. Вступлению субъектов международного права в отношения по поводу заключения международного договора предшествует договорная инициатива, которая может исходить от одного или нескольких из них. Венские конвенции о праве международных договоров и о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями не содержат определение понятия «заключение договора». Договорно-правовая практика позволяет сделать вывод, что заключение международного договора представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных стадий: согласование отдельных постановлений договора, принятие текста, установление его аутентичности, выражение согласия государства на обязательность для него договора (подписание, ратификация, присоединение, утверждение, принятие и т.

д.). Процедура заключения международного договора не влияет на его юридическую силу. При заключении двусторонних договоров договаривающиеся стороны обмениваются полномочиями, а при заключении многосторонних (на специальных конференциях или под эгидой международной организации) полномочия сдаются в секретариат или в специально создаваемый орган по проверке полномочий. Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров полномочия представляют собой документ, исходящий от компетентного органа государства, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять это государство в целях ведения переговоров, принятия текста договора или установления его аутентичности, выражения согласия данного государства на обязательность для него договора или в целях совершения любого другого акта, относящегося к договору.

Какой орган государства является компетентным для выдачи полномочий, определяет само государство, если не имеется договоренности об ином порядке. Переговоры между заинтересованными в заключении договора сторонами — основной метод подготовки текста договора. Переговоры могут проходить по обычным дипломатическим каналам, в рамках международных конференций и международных организаций.
Переговоры могут проходить по обычным дипломатическим каналам, в рамках международных конференций и международных организаций.

Переговоры между государствами относительно подготовки текста договора завершаются его принятием. Метод принятия договора определяется в ходе переговорного процесса. На международных конференциях текст договора принимается в соответствии с их правилами процедуры.

В случае отсутствия таких правил текст принимается согласно п.

2 ст. 9 Венской конвенции о праве международных договоров «путем голосования за него двух третей присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств». Широкое распространение на международных конференциях и в международных организациях приобретает практика принятия текста договора без голосования, методом консенсуса, т.
Широкое распространение на международных конференциях и в международных организациях приобретает практика принятия текста договора без голосования, методом консенсуса, т.

е. общего согласия, достигнутого благодаря отсутствию возражений со стороны какого- либо участника. После того как текст договора согласован, происходит установление его аутентичности (объявление текста договора окончательным), влекущее запрещение вносить в одностороннем порядке поправки в аутентичные тексты договора.

К способам установления аутентичности текста относятся парафирование, включение текста договора в заключительный акт конференции, в резолюцию международной организации и др. Подписание текста договора ad referendum (условное подписание, предполагающее последующее его утверждение) означает одновременно акт установления аутентичности текста.

В силу ст. 18, общей для обеих рассматриваемых в настоящем параграфе Венских конвенций, государства или международные организации, подписавшие договор ad referendum (независимо от того, вступил он в силу или нет), обязаны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, до тех пор пока они ясно не выразят свое намерение не становиться участниками такого договора.

Парафирование — это установление аутентичности текста договора путем проставления уполномоченными лицами договаривающихся государств своих инициалов в качестве свидетельства того, что данный текст они считают окончательно согласованным.

Парафирование может относиться и к отдельным статьям договора. Завершается процесс заключения договора выражением согласия государств и других субъектов международного права на обязательность для них этого договора. Способы выражения такого согласия приводятся в ст. 11 Венской конвенции о праве международных договоров.

11 Венской конвенции о праве международных договоров.

К ним относятся: подписание, обмен документами, ратификация, принятие, утверждение, присоединение, любой другой способ, о котором достигнута договоренность. Среди перечисленных способов не существует иерархии.

Подписание договора является наиболее распространенным способом выражения согласия на его обязательность.

Ратификация — это утверждение международного договора уполномоченным на то органом государственной власти. В России ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона. Вносимое в Государственную Думу предложение о ратификации международного договора должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия договора российскому законодательству, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации.

Государственная Дума рассматривает в комитетах и комиссиях внесенный на ратификацию международный договор и в случае их положительного решения принимает закон о ратификации. Затем этот закон поступает в Совет Федерации, причем в соответствии с Конституцией РФ (п.

«г» ст. 106) он подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Иными словами, Совет не может ограничиться молчаливым одобрением такого закона, а должен рассмотреть его по существу.

В случае одобрения закона Советом Федерации он направляется на подпись Президенту. Закон о ратификации договора подлежит опубликованию. На основании закона о ратификации международного договора составляется ратификационная грамота, которая подписывается Президентом РФ и скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел.

Участники двустороннего договора обмениваются ратификационными грамотами, грамоты сдаются на хранение депозитарию данного договора.

Этими актами государство выражает свое согласие на обязательность для него договора в международном плане.

До совершения указанных действий согласие государства на обязательность договора считается не выраженным, а лишь заявленным как намерение. Утверждение (принятие) означает одобрение договора органом, в компетенцию которого входит его заключение.

Утверждаются только договоры, не подлежащие ратификации. Присоединение — это акт согласия на обязательность договора со стороны государства, не участвовавшего в процедуре его заключения. Возможность присоединения должна быть предусмотрена в самом договоре или согласована с его участниками.

Присоединение к многостороннему международному договору может происходить в форме ратификации, утверждения, принятия или в иной форме, о которой достигнута договоренность.

В России присоединение осуществляется теми же органами, что и утверждение. Реализуется присоединение путем депонирования документа о присоединении.

Статья 22 Закона о международных договорах РФ устанавливает особый порядок выражения согласия на обязательность для России международных договоров. В соответствии с этим порядком, если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, согласие на обязательность для России такого договора может быть выражено, во-первых, только в форме федерального закона и, во-вторых, только после внесения поправок в Конституцию РФ.
В соответствии с этим порядком, если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, согласие на обязательность для России такого договора может быть выражено, во-первых, только в форме федерального закона и, во-вторых, только после внесения поправок в Конституцию РФ.

Существенное практическое значение имеет вопрос, вправе ли государства заключать международные договоры, противоречащие их действующим международным обязательствам. Венская конвенция о праве международных договоров дает положительный ответ на этот вопрос и определяет порядок применения последовательно заключенных одними и теми же участниками международных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу.

Возникающие противоречия разрешаются в следующем порядке: если в последующем договоре сказано, что он не затрагивает права и обязательства участников по их другим договорам, при наличии противоречий между нормами предыдущего и последующего договоров преимущественную силу имеют положения предыдущего договора и применению подлежат именно они. Если же в договоре не говорится, что он не затрагивает права и обязательства по другим международным договорам тех же участников и по тому же вопросу, в случае противоречия между предыдущим и последующим договором применяется инкорпорированный Венской конвенцией о праве международных договоров принцип общего права lex posterior derogat legi priori (n.

3 ct. 30), согласно которому предыдущие договоры либо полностью утрачивают силу, либо подлежат применению только в той части их положений, в которой эти положения не противоречат положениям последующего договора.

Многосторонние договоры регулируют отношения большого числа государств, чьи интересы весьма разнообразны. На практике имеют место случаи, когда государство, поддерживая договор в целом, не может согласиться с его отдельными положениями.

Для того чтобы обеспечить возможно более широкий круг участников в такого рода договорах, государства наделены правом делать к нему оговорки.

Исключение составляют случаи, когда в соответствии со ст.

19 Венской конвенции о праве международных договоров: 1) оговорка запрещается договором; 2) договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; 3) оговорка несовместима с объектом и целями договора. Оговорка — это одностороннее заявление государства, сделанное им в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, принятии или утверждении многостороннего международного договора или присоединении к нему, посредством которого государство желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

Оговорки делаются и снимаются в письменной форме. Другие участники договора вправе принять или отклонить оговорки. Отношения с государствами, принявшими оговорки, регулируются договором, имеющим в соответствии с оговорками определенные изменения в его нормативном содержании.

К взаимоотношениям с государствами, возразившими против оговорки, не применяется ни новое правило, поскольку оговорка отклонена, ни норма договора, поскольку та не отвечает интересам государства, сделавшего оговорку. Если государство-участник не заявило возражения против сделанной другим государством оговорки, то считается, что оно молчаливо согласилось с изменением договора. Государство, сделавшее оговорку, вправе в любое время снять ее, причем для снятия не требуется согласие государства, принявшего оговорку.

Такое же право принадлежит государству, заявившему возражение против оговорки, которое также может быть снято в любое время. Кроме того, в ходе выражения согласия на обязательность для себя договора государство вправе сделать заявление, т.

е. изложить свою позицию по тому или иному вопросу. В отличие от оговорки заявление не меняет содержание договора. В структурном отношении международный договор, как правило, состоит из преамбулы, основной части, заключения, а также приложений.

Вступительная часть, или преамбула, международного договора обычно содержит сведения о том, какие государства являются его участниками, в ней формулируются цели и мотивы заключения договора, что может представлять интерес при толковании его текста.

В основной части договора постатейно излагается его содержание, формулируются материальные и процессуальные нормы, закрепляющие, в частности, права и обязанности сторон, порядок их реализации. В зависимости от объема текст договора делят на части, главы, статьи, параграфы и пункты, что делает его более удобным в применении.

В заключительной части указываются порядок и срок вступления договора в силу, действие договора во времени и пространстве, порядок его пролонгации, условия присоединения и выхода из него, указывается, на каких языках он составлен, каковы дата и место его заключения. Затем следуют подписи и печати. Некоторые международные договоры имеют приложения (одно или несколько), например, отдельные добавочные статьи, дополнительные соглашения, протоколы, толкующие определенные статьи договора, письма, ноты, декларации, географические карты, списки товаров, судов, схемы, определения, номенклатура товаров.

Рекомендуем прочесть:  Международные контракты примеры

Все части договора являются элементами его структуры и имеют одинаковую юридическую силу.

К частям договора относятся и приложения к нему, при условии, если в самом договоре или приложениях они поименованы в качестве таковых. Многосторонние договоры направляются депозитарию — хранителю подлинного текста договора и документов, имеющих к нему отношение (документы о присоединении, денонсации, заявления, оговорки ит. п.). Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или главное административное должностное лицо такой организации.

Если депозитариями являются несколько государств (например, по Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г. депозитариями являются правительства России, Великобритании и США), то можно сдать документы, относящиеся к данному договору, одному из указанных правительств.

Регистрация и опубликование (промульгация) международного договора не входят в процесс его заключения, поскольку осуществляются после завершения этого процесса, когда договор уже вступил в силу. Однако данные акты имеют важное политическое значение.

Принцип гласности международных договоров, призванный ограничить практику тайной дипломатии (в отличие от дипломатической тайны) и получивший широкое международное признание, закреплен в ст. 102 Устава ООН: «1. Всякий договор и всякое международное соглашение, заключенное любым Членом Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны быть при первой возможности зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы. 2. Ни одна из сторон в любом таком договоре или международном соглашении, не зарегистрированных в соответствии с п.

1 настоящей статьи, не может ссылаться на такой договор или соглашение ни в одном из органов ООН». Отсутствие регистрации и опубликования не лишает вступивший в силу международный договор его действительности и не освобождает его участников от обязанности исполнять такой договор. Однако если договор не зарегистрирован в Секретариате ООН, государство лишается возможности обращаться к нему для обоснования своей позиции, например при рассмотрении спора в МС ООН.
Однако если договор не зарегистрирован в Секретариате ООН, государство лишается возможности обращаться к нему для обоснования своей позиции, например при рассмотрении спора в МС ООН.

  1. (Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации)
  2. (Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации)
  3. (Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации)
  4. (Международное право)
  5. (Обществознание)
  6. (Международное право)
  7. (Земельное право)
  8. (Международное налогообложение: размывание налоговой базы с использованием офшоров)
  9. (Конкурентное право)

© Studref — Студенческие реферативные статьи и материалы (info{aт}studref.com) © 2017 — 2021

Особенности заключения международных договоров

Автор:Иван Иванов Чтобы налаживать сотрудничество на международном уровне, необходимо не только иметь дипломатические навыки, но и уметь правильно формировать документы, подтверждающие достигнутые договоренности.

Заключать их следует по определенным правилам, так как они имеют разную структуру, однако существуют основные требования, исполнение которых обязательно.

Подробнее о порядке и особенностях заключения международных договоров можно узнать далее.

Содержание статьи Международным договором называют соглашение, заключенное в политике, культуре, экономике и прочих областях, на которые распространяются нормы международного права.

С помощью таких документов различные государства могут осуществлять свою внешнюю политику, налаживать сотрудничество с партнерами, создавать объединения и проч. Уже сейчас в мире существует почти миллион международных соглашений, участниками которых выступают как две стороны, так и несколько.

Основными источниками при заключении международных договоров являются Венские конвенции 1969 года (описание правового статуса подобных соглашений), 1978 года (раскрытие правопреемственности государств в части договорных обязательств), 1986 года (преемственность норм договоров межгосударственного уровня нормам международного права).

В конвенции 1969 года международные договоры рассматриваются в качестве инструмента мирного урегулирования назревших вопросов.

Этот документ также устанавливает порядок заключения соглашений, действие на иных участников права, а также основания, по которым они могут быть признаны недействительными. В Российской Федерации положения о международном договоре оговариваются в Конституции, а также в .

Объектами международных договоров обычно становятся отношения субъектов международного права, которые касаются различных материальных и нематериальных благ.

Таким образом, объектом международного договора может стать любой объект международного права. В структуре подобного договора отмечается несколько обязательных частей:

  1. приложения (перечень технических условий, протоколов, писем и иные уточнения).
  2. заключение (условия, при которых договор вступает в силу и теряет ее, сроки действия и язык составления);
  3. содержание (включение статей под собственным наименованием, сгруппированных по разделам, главам и частям);
  4. преамбула, в которой оговариваются мотивы соглашения и основная цель договоренностей;

Договор, действующий на международном уровне, заключается письменно, но Венские конвенции предусматривают и устный формат.

Последние встречаются намного реже, поскольку в письменной форме обязанности и права возможно зафиксировать максимально подробно.

К тому же письменное соглашение будет доказательством правоотношений.

Международные договоры классифицируются по нескольким основаниям. В зависимости от того, кто в мире присоединился к договору, они подразделяются на односторонние, двусторонние и многосторонние. Критерием классификации в данном случае является количество участников.

Возможна ситуация, в которой соглашение сначала формируется между двумя сторонами, а потом к нему присоединяются иные участники (к примеру, договоры о военной взаимопомощи, свободной торговле и др.).

По области действия и силе международные соглашения делятся на:

  1. универсальные (Устав ООН), в которых принимают участие все или почти все государства-члены мирового сообщества;
  2. субрегиональные (соглашения об образовании Еврорегионов), участниками которых становятся страны внутри определенного региона.
  3. региональные (Европейская конвенция о гражданстве 1997 года), участниками которых становятся государства конкретного региона;

Уровень международно-правового договора предполагает наличие следующих его разновидностей:

  1. закрытые, утверждающие закрытый список субъектов правоотношений.
  2. открытые, предусматривающие возможность присоединения любой другой страны;

Субъектами международных договоров могут быть как отдельные страны, так и правительства. В первом случае речь идет о межгосударственных соглашениях, во втором — о соглашениях между правительствами.

Кроме того, возможно заключение договоров между различными ведомствами (министерствами, комитетами т.

д.). И последний критерий, по которому предусмотрено разделение, — это форма договора. Как уже говорилось ранее, она может быть устной и письменной.

При формировании международных договоров необходимо разобраться в главных понятиях этой сферы. Часто используется такой термин, как оговорка — действие одностороннего характера, с помощью которого одна из сторон исключает отдельное положение по веским основаниям. Международным правом предусмотрена возможность отзыва оговорки ее инициатором, поскольку это право является суверенным в каждом государстве.

Оговорка должна быть воспроизведена в ратификационной грамоте, если такой шаг не запрещен, а также в случае присоединения к международному соглашению, имеющему исключающие положения. В любом случае при заключении международного договора ограниченным количеством участников документ должен быть принят всеми сторонами. Еще встречается парафирование, то есть подписание каждого листа договора инициалами сторон уполномоченных лиц.

Это гарантирует, что в текст не будет внесено никаких изменений, кроме редакционных.

После готовности окончательной версии документа наступает ответственность депозитария — государства, выступившего одним из подписантов соглашения.

Юридическую силу документ не получит, пока его не примут в органе власти того или иного государства. При ратификации договор сначала подписывают уполномоченные лица, после чего требуется его утверждение на законодательном уровне. С этого момента идет отсчет выполнению обязательств в рамках заключенного соглашения.

Стадия трактовки означает, что текст подготавливается специалистами каждой стороны, пока в переговорах не будут достигнуты окончательные договоренности.

Эта процедура требует внесения правок по существенным условиям, поэтому необходимо дорабатывать текст до тех пор, пока содержание не устроит всех участников правоотношений. Еще один термин, который потребуется знать в случае прекращения действия документа или выхода из него одного из участников, — это денонсация. Он означает односторонний процесс выхода из достигнутого соглашения по причине несоответствия текста договора внутренним правовым нормам.

Денонсация возможна и в случае изъявления желания о выходе из соглашения, но только в том случае, если эта возможность прописана в тексте договора. Согласно Венской конвенции от 1969 года, международный договор имеет три стадии составления, поэтому следует пройти их все, чтобы текст был окончательным. Стороны, участвующие в подготовке текста соглашения, должны соблюдать требования международных норм, с тем чтобы права никого из участников не были ущемлены.

На начальной стадии стороны подготавливают текст и согласуют его между собой.

Это можно поручить отдельному международному органу, но обязательно должны состояться переговоры, в ходе которых выдвигаются предложения и делаются замечания. Они могут происходить следующим образом:

  1. путем международных конференций (обсуждение существенных условий и заслушивание докладов всех потенциальных участников соглашения с целью уточнения позиций и выдвижения предложений);
  2. через дипломатические каналы (министерства иностранных дел);
  3. посредством международных организаций (соблюдение законности и постулатов международного права, а также получение правок от участников).

Переговоры ведут уполномоченные лица государств или организаций: в первом случае это премьер-министры и министры иностранных дел, во втором — директора или их заместители.

Для диалога создаются специальные комитеты, и, когда текст разработан, стороны выражают согласие с формулировками в целом.

Если речь о двустороннем документе, предполагающем ограниченное количество участников, то решение должно быть принято единогласно. В случае с соглашениями общего порядка, предполагающими большое количество участников, необходимо не меньше двух третей голосов «за». Следующая стадия наступает сразу после принятия и называется установлением аутентичности.

При формировании международных соглашений возникает проблема перевода терминов, которые в разных языках могут иметь несхожие эквиваленты.

Двусторонние соглашения составляются на языке каждой стороны и имеют при этом одинаковую силу. В случае с языками разных семей создается вариант соглашения на третьем, который устраивает обе стороны.

Ему отдается предпочтение и при расхождениях в понимании.

Так, Россия и Индия в силу особенностей составляют текст не только на национальных языках, но и на английском, имеющем универсальный характер. Многосторонние документы формируются на нескольких языках.

Устав ООН в свое время предусматривал создание сразу нескольких текстов — на арабском, китайском, английском, французском, испанском и русском языках.

Все эти документы равнозначны, но в спорных моментах дело регулируется в суде, где заслушивается мнение каждого участника. Существует несколько типов установления аутентичности текста соглашения:

  1. парафирование (проставление инициалов на первой или последней страницах документа).
  2. подписание (после проведения переговоров и выражения согласие с созданным текстом);
  3. подписание ad referendum (подтверждение со стороны определенного государства либо международной организации);

Подпись ставится сначала представителем государства, у которого будет храниться экземпляр соглашения, а напротив либо ниже нее — находится автограф представителя второй стороны.

Также в договоре прописывается название страны, где будет доступен оригинал, чтобы подчеркнуть место хранения документа.

Следует отметить, что после определения текста как достоверного и подлинного его дальнейшее изменение не допускается. Выражение согласия является подтверждением того, что нормы, указанные в документе, подлежат обязательному исполнению.

Согласие может быть выражено путем подписания, обмена договорообразующими документами или ратификации документа.

Наиболее часто используемым способом выражения согласия с положениями соглашения является его ратификация, которая представляет собой согласование, принятие и утверждение документа высшими органами власти государства. В говорится, что ратификация производится в следующих случаях:

  1. если имеет место государственная необходимость либо желание, изъявленное в ходе переговоров.
  2. если было оговорено, что государства-участники переговоров должны тем или иным образом утвердить соглашение;
  3. если в тексте содержится подобное условие;

В России ответственная задача по ратификации международных договоров ложится на Федеральное Собрание, которое принимает соответствующий закон. В данном случае это . В сказано, что подобную меру принимают для:

  1. договоров, решающих вопрос границ Российской Федерации и других государств (в том числе прохождение госграницы, разграничение экономической зоны исключительного порядка);
  2. договоров, предмет которых заключается в оговаривании конституционных прав и свобод человека;
  3. соглашений, которые затрагивают межгосударственные отношения (обороноспособность, разоружение или контроль над вооружениями, сохранение безопасности и мира в глобальном масштабе);
  4. договоров, предусматривающих участие РФ в союзах с международными организациями (при передаче некоторых полномочий).
  5. соглашений, требующих изменения законов федерального уровня либо тех, которые устанавливают другие правила;

Срок, на протяжении которого действует соглашение, оговаривается в его тексте.

Согласно правилам, он может быть:

  1. неопределенным;
  2. установленным в будущем отдельным договором.
  3. бессрочным;
  4. определенным;

Под определенным понимают отрезок времени, регулируемый точными датами, и этот период делится на безусловно и условно определенные сроки. Первый — это точно указанный период, к примеру три года, второй представляет собой те же три года, но продлеваемые в случае отсутствия отказа от этого.

Срок предоставления отказа оговаривается отдельно, это может быть как год, так и месяц. Неопределенный срок не обусловлен датами, при этом завершение действия производится после наступления определенных событий. К примеру, это завершение военных действий, денонсация или прочие факторы.

К ним же относится и договор, который изначально принимается на точный срок, но может быть продлен на неопределенный. Бессрочные не имеют вообще никакого указания на срок или возможность прекращения и расторгаются только при нарушении условий.

Таким образом, международные договоры устанавливают принятие нормативов глобального уровня. Они разделяются на множество видов, а также требуют определенного порядка утверждения.

С помощью таких документов решаются важные международные вопросы, в том числе сохранение мира, присоединение территорий или образование альянсов разной направленности.

Заключение международных договоров. Договорная инициатива. Стадии заключения договора.Полномочия. Ратификация договора.

Договорная инициатива.

Стадии заключения договора. ПолномочияПраво заключать международный договор является важнейшим элементом международной правосубъектности и необходимым атрибутом основных субъектов МП.Заключению договора предшествует договорная инициатива, т.

е. предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора.

Договорная инициатива облегчает процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом.Можно выделить основные стадии заключения договора и предвари­тельный этап, который включает в себя проверку полномочий тех лиц,которые прибыли на заранее согласованную встречу для того, чтобы пред­ставлять конкретные государства и в последующем иметь право вести пе­реговоры, подписывать международно-правовые акты и т.д. Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями.В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора.

Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его внутригосударственным правом. Например, полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются:

  1. в отношении договоров, заключаемых от имени РФ,— Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, по вопросам, относящимся к ведению Правительства,— Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или Правительства Министерством иностранных дел;
  2. в отношении договоров межведомственного характера — федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.
  3. в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства,— Правительством РФ. Такие полномочия оформляются Министерством иностранных дел;

Выдача полномочий должностным лицам международных организаций регулируется внутренним правом каждой организации.Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора или только на какую-то определенную стадию. Проверку полномочий на международных конферен­циях или при многосторонних переговорах выполняют специ­ально созданные комиссии или комитеты.

В соответствии со ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. без специальных полномочий договоры могут подписы­вать:

  • глава правительства;
  • глава государства;
  • министр иностранных дел.

Основные стадии заключения международного договора1) Выработка, согласование и принятие отдельных положений дого­вора.Разработка и согласование текста происходят:

  1. по дипломатическим каналам;
  2. на международных конференциях;
  3. в рамках международных межправительственных организаций.

Тексты двусторонних договоров принимаются единогласно.

Много­сторонние — путём консенсуса или большинством в 2/3 голосов.2) Установление аутентичности договора, т.е. юридической равно­значности, равноподлинности.Осуществляется путём:

  1. парафирования (проставление инициалов или подписание каждой страницы двустороннего договора, лицом, на то уполномоченным);
  2. включения текста договора в заключительный акт международной конференции или принятия резолюции в международной органи­зации, открывающей договор для подписания.

3) Выражение согласия государства на обязательность для него договора осуществляется несколькими способами.

Среди нихст. 11 Венской конвенции 1969 г.

называет:

  1. обмен документами, образующими договор;
  2. присоединение к договору;
  3. принятие договора;
  4. подписание договора;
  5. применение любого другого способа, о котором усло­вились договаривающиеся стороны.
  6. ратификация договора;
  7. утверждение договора;

Подписание договора с соблюдением правила альтерната (подпись представителя государства в экземпляре договора, который ему предна­значен и составлен на его языке, должна располагаться или слева или вверху). Если стороны условились, то договор может вступать в силу с момента подписания.Подробнее о правилах подписания договораМеждународная практика выработала определенные правила подписания договоров.

Так, подписи представителей государств под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой.

В текстах на обоих языках первое место (левое или верхнее) занимает подпись представителя того государства, у которого хранится данный экземпляр договора. В названии договора на первом месте также ставится наименование государства, у которого будет храниться экземпляр подлинника договора. В текстах договора на языках, текст которых пишется справа налево, первым местом считается подпись на правой стороне.

Под многосторонним договором подписи представителей располагаются одна над другой в алфавитном порядке названий государств на том языке, о котором договорились участники.

При этом очередность подписания представителями государств может начинаться не с первого места, а с любого другого, определенного жребием.Обмен документами, образующими договор, есть выражение согла­сия государств на обязательность для них договора, если они условились об этом обмене документами.Утверждение (принятие) договора — это одобрение его тем органом, в компетенцию которого входит его заключение в форме федерального за­кона.

Утверждаются только те договоры, которые не требуют ратификации.Присоединение к договору (как к действующему, так и к тому, что ещё не вступил в силу) осуществляется тогда, когда государство не участ­вовало в разработке и заключении договора.Ратификация договораРатификация — это утверждение договора высшим законодательным органом государства.

Предложение о ратификации вносится или президентом, или правительством.Ратификация требуется, как это следует из Венских конвенций, когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации.

Законодательство многих государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации.При обсуждении данного предложения об­ращается внимание на соответствие договора законодательству РФ, даётся финансово-экономическое обоснование и делается вывод о целесообраз­ности данного решения. В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О международ­ных договорах РФ» 1995 г.

ряд международных договоров подлежит обя­зательной ратификации в парламенте страны. К этим договорам относятся:

  1. об основах межгосударственных отношений по вопросам, затра­гивающим обороноспособность РФ, по во­просам разоружения или международного контроля над воору­жениями,по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
  2. исполнение которых требует изменения действующих или при­нятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрены законом;
  3. о территориальном разграничении РФ с дру­гими государствами, включая договоры о прохождении Государ­ственной границы РФ, а также о разграниче­нии исключительной экономической зоны и континентальногошельфа РФ;
  4. предметом которых являются основные права и свободы челове­ка и гражданина;
  5. об участии РФ в межгосударственных сою­зах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их орга­нов для РФ.

Решение о ратификации оформляется в виде федерального закона и подписывается Президентом РФ.Двусторонний договор вступает в силу после обмена ратификацион­ными грамотами с наступлением срока, указанного в договоре. Многосто­ронние договоры вступают в силу с момента сдачи депозитарию заранее определённого сторонами требуемого количества ратификационных гра­мот.В международном праве действует презумпция действительности международного договора, закрепленная в ст.

42 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.

К ратификации приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора. 0 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating: ( 0 Rating ) Joomla SEF URLs by ArtioКатегории

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2021 года).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+